Европейскому Союзу потребуется почти 300 миллиардов евро дополнительных инвестиций и сокращение потребления энергии на 13%, чтобы стать независимым от импорта российских энергоресурсов к 2027 году. Об этом в среду в Брюсселе заявила глава Европейской комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен, представляя доработанный план REPowerEU (можно перевести и как «Перезапитать ЕС», и как «Вернуть силу ЕС»).
Глава Еврокомиссии сообщила, что план Евросоюза по отказу от энергоресурсов из России предусматривает рост импорта газа из других стран, увеличение доли возобновляемой энергии и экономию. Кроме того, в ЕС будет усилена централизация в энергетической сфере путём объединения закупок трубопроводного газа, сжиженного природного газа (СПГ) и водорода.
По словам Урсулы фон дер Ляйен, ЕС хочет к 2030 году нарастить долю возобновляемой энергии с ранее запланированных 40% до 45%. Для ускорения «зелёной» перестройки Еврокомиссия предложила сделать солнечные батареи обязательными для всех офисных и общественных зданий уже с 2025 года, а с 2029-го — и для новых жилых домов. Газовые бойлеры будут ускоренно менять на тепловые насосы, а строительство ветряков на суше и в море — одобрять по ускоренной программе. Естественно, такие масштабные планы требуют огромных инвестиций.
«Мы мобилизуем около 300 миллиардов евро. Приблизительно 72 миллиарда евро в виде грантов и 225 миллиардов евро в виде кредитов. Это будет включать некоторое финансирование — до 10 миллиардов евро — в недостающие звенья инфраструктуры для газа и СПГ, чтобы ни одно государство-член не осталось без него. И до 2 миллиардов евро на нефтяную инфраструктуру с учетом прекращения отгрузки российской нефти. Всё остальное финансирование пойдет на ускорение и расширение перехода к чистой энергии», — сказала фон дер Ляйен.
Столь низкая сумма вложений в нефтяную инфраструктуру является попыткой Брюсселя усилить свои позиции в конфликте с Будапештом, который блокирует введение эмбарго на поставки российской нефти в ЕС. Если на минувшей неделе венгерские власти требовали на модернизацию нефтеперерабатывающего завода и трубопровода до хорватского нефтяного терминала 500-700 миллионов евро, то 16 мая глава МИД Венгрии Петер Сийярто резко поднял планку. «Европейская комиссия вызвала проблему, поэтому Венгрия справедливо ожидает, что Евросоюз предложит решение», — заявил Сийярто, пояснив, что речь идет о «15-18 миллиардах евро для финансирования полной модернизации энергетической структуры Венгрии».
Неудивительно, что встреча министров иностранных дел стран-членов ЕС, состоявшаяся 16 мая, была прервана без какого-либо решения относительно эмбарго на российскую нефть. Как отметил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, вопросы слишком сложны и требуют гораздо большей технической работы для их решения. «Я надеюсь, что это не будет продолжаться очень долго, но я не могу сказать, будет ли это неделю или две», — сказал он.
Многие высокопоставленные евробюрократы готовы к торгам с Венгрией, в том числе в рамках реализации плана REPowerEU, просто считают запросы Будапешта завышенными. В статье брюссельской редакции американского портала Politico под красноречивым заголовком «Цена Орбана: что нужно сделать, чтобы Венгрия запретила российскую нефть?» приведены их анонимные заявления, которые сложно назвать оптимистичными для Брюсселя. «Это деликатный этап для единства Евросоюза, но мы этого ожидали, — говорит один из них. — В поведении Венгрии нет ничего нового, но я не могу отрицать, что единство, которое мы демонстрировали до сих пор, теперь находится под угрозой».
Издание напоминает, что лидеры ЕС в марте 2022 года на саммите в Версале договорились освободиться от российских энергоносителей. Причём речь идёт не только о нефти, но и, в конечном счете, природном газе, что будет гораздо более трудным шагом. Нынешняя задержка с введением санкций в отношении российской нефти может вызвать «эффект домино» и помешать проведению более сложных переговоров, хотя некоторых это вполне устраивает. «Орбан оказывает услугу многим странам, — приводит Politico слова одного из европейских дипломатов. — Немцы, итальянцы и другие, все они сказали, что запретят поставки газа из России. И мне кажется очевидным, что такая покупка дополнительного времени может быть оценена во многих европейских столицах».
В Брюсселе считают, что тактика премьера Венгрии заключается в том, чтобы убедить Еврокомиссию выйти из механизма, который связывает выделение денег из бюджета ЕС с вопросами правосудия и верховенства права в странах-членах, а затягивание переговоров по нефтяному эмбарго, его срокам и компенсациям являются лишь инструментом. Кроме того, несколько официальных лиц и дипломатов ЕС заявили Politico, что затягивание вызвано отсутствием доверия между Будапештом и Брюсселем, и Виктор Орбан ожидает надежных гарантий того, что он получит запрашиваемые деньги.
Орбан и его команда ранее утверждали, что санкции в сфере энергетики настолько важны, что их должны обсуждать главы государств и правительств, а не их представители в Брюсселе. В прошлом премьер Венгрии неоднократно предпочитал обсуждать деликатные решения с другими лидерами, а не с дипломатами и официальными лицами в Брюсселе. И хотя многие страны ЕС предпочли бы избежать вынесения на обсуждение первых лиц технические вопросоы связанных с энергетической безопасностью, судя по всему, единственной возможностью для выхода из тупика является саммит Европейского Совета 30-31 мая. «Нужно политическое соглашение на самом высоком уровне» — заявил Politico европейский дипломат.
Однако в Брюсселе не имеют ответа на вопрос, насколько далеко Венгрия готова зайти? В прошлом Орбан неоднократно угрожал наложить вето на решения Евросовета, чтобы добиться политических уступок со стороны ЕС. Например, в 2020 году он до последнего блокировал принятие бюджета и фонда восстановления ЕС, поскольку они содержали механизм, связывающий финансирование и верховенство права. Тогда лидеры ЕС убедили премьера Венгрии согласиться с утверждением финансовых документов, пообещав не активировать упомянутый механизм до тех пор, пока его законность не подтвердит Суд ЕС. Но суд поддержал позицию Брюсселя, причём сделал это в аккурат перед недавними венгерскими парламентскими выборами, на которых оппозиция использовала лозунги типа «поддерживая Орбана, ты голосуешь за прекращение европейского финансирования Венгрии».
Неудивительно, что Виктор Орбан, который в пятый раз занял кресло премьера Венгрии, ныне весьма осторожен с поддержкой решений на уровне ЕС, которые требуют единогласия. Это может привести к блокированию не только введения эмбарго на российскую нефть, но и реализации плана REPowerEU. Ведь последний делает упор на возобновляемой энергии, а в Венгрии ставят на российские нефть, газ и атомное топливо. Причём речь идёт не только о действующей АЭС «Пакш», но также о её второй очереди, строительство которой в Будапеште хотят ускорить.
Как отметил18 мая Петер Сийярто на слушаниях в комитете по экономике парламента Венгрии, недавно он провел встречу с главой Росатома Алексеем Лихачевым, который подтвердил, что российская сторона по-прежнему в состоянии осуществить проект «Пакш-2». «Цель состоит в том, чтобы ускорить инвестиции и ввести новые блоки в эксплуатацию в 2030 году», — сказал венгерский министр иностранных дел. Потому не исключено, что для давления на Будапешт руководство ЕС использует Киев — ведь поставки российской нефти в Венгрию идут через территорию Украины.
Так, одновременно с презентацией плана REPowerEU Урсула фон дер Ляйен предложила предоставить Украине в 2022 году новую макрофинансовую помощь на сумму до 9 миллиардов евро. Хотя за этой формулировкой скрывается кредит, пусть и под символический процент, но за такие деньги вполне можно потребовать перекрытия нефтяной трубы, идущей в Венгрию. Парадокс ситуации состоит в том, что ныне с НПЗ этой страны полным ходом идут поставки бензина и дизельного топлива на Украину. Правда, «стрелять себе в ногу» по указке Запада вполне привычно для киевских властей.