Исторически автозавод «Москвич» был тесно связан с комсомолом — в 1930-1941 годах он носил имя КИМа (Коммунистический интернационал молодёжи), а в 1968-1993 годах он назывался «Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола» (АЗЛК).
Наследие Генри Форда
Создавался «Москвич» как автосборочный для производства лицензионных автомобилей Ford А (легковая) и Ford АА (грузовая). Ford А, заменивший в 1927 году на конвейере первенца фирмы Ford Т, стал одним из самых массовых автомобилей своего времени — почти 5 млн экземпляров. Несмотря на свои антисемитские и профашистские настроения, Генри Форд активно сотрудничал с СССР.
Он не только продал лицензии, но также спроектировал и оборудовал заводы в Нижнем Новгороде (ГАЗ) и в Москве.
Завод начал работу в ноябре 1930 года. Его цеха были построены на пересечении Московской кольцевой железной дороги (сейчас по ней ходят поезда Московского центрального кольца) и Остаповского шоссе (Волгоградский проспект). В декабре 1930 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве».
В 1933 году КИМ стал сборочным производством ГАЗа, перейдя выпуск легендарной «полуторки» (из-за грузоподъёмности 1,5 т) ГАЗ-АА. По сути это была та же фордовская машина, только упрощённая и полностью из отечественных комплектующих.
Автозавод
Молодое и амбициозное руководство завода не собиралось ограничиваться сборкой готовых машинокомплектов. В 1939 году на заводе началась разработка собственной модели на основе британской машины Ford Prefect. Базовая модель была во многом осовременена, в частности, применён капот аллигаторного типа и отдельный багажник с доступом снаружи. Новшеством (правда, британским) была приборная панель перед рулём, а не посреди торпеды. На 840-килограммовый автомобиль был установлен двигатель объёмом чуть меньше 1,2 л и мощностью 30 л. с.
Первый советский малолитражный автомобиль получил название КИМ-10, а сам завод, сделавший следующий шаг в развитии, стал автомобильным.
Увы, 340 выпущенных автомобилей в продажу не поступили, завод был частью эвакуирован, частью перешёл на выпуск военной продукции, оснастка и документация на КИМ-10 была утрачена, сами автомобили были поставлены в армию, и почти все погибли.
Немецкий след
В мае 1945 года принято постановление СНК СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей. Предприятие было переименовано в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА, позже — «Московский завод малолитражных автомобилей»).
В 1947 году под маркой «Москвич-400» (позже — 401) было начато производство автомобиля Opel Kadett K38. Это был один из массовых «народных» автомобилей, производившихся в фашистской Германии. Причём автомобиль во многом прорывный — цельнометаллический несущий кузов, фары, интегрированные в крылья, пневматические тормоза, передняя подвеска, в которой пружины и пневматические стойки спрятаны под единым кожухом.
В 1945-1947 годах часть оборудования завода в Рюссельсхайме (несмотря на то, что земля Гессен входила в западную зону оккупации и позже осталась в ФРГ) была по репарациям передана в СССР. Ну как, передана. После перехода немецкой промышленности на военные рельсы линия была разобрана, специальное оборудование и станки были отправлены на склады, где частью были уничтожены союзной авиацией, а частью «каннибализированы».
Утрачена была и оригинальная техническая документация. Фактически линию пришлось создавать заново. Да и сам автомобиль был изменён. Например, на него ставились литровые моторы мощностью 23 и 26 л. с. В 1951 году появилась частично синхронизированная коробка передач.
Именно этот «Москвич» стал первым советским малолитражным автомобилем для индивидуального использования. В продаже он стоил 8-9 тысяч рублей, в то время как горьковская «Победа» — 16 тысяч. Всего было выпущено свыше 250 тыс. машин в вариантах седан, каблиолет, фургон, пикап и даже кабриолимузин.
В 1956 году было начато производство новой модели — «Москвич-402» с кузовом понтонного типа (кузов, у которого нет выступающих крыльев, а боковины имеют плоскую форму — как у ГАЗ М-20 «Победа») и более мощным 35-сильным двигателем объёмом 1,2 л. Моделей 402, 403 и 407 было выпущено свыше полумиллиона.
II группа
В 1964 году появился «Москвич-408», который относился уже не к первой, а ко второй группе малолитражных автомобилей. Он был не только мощнее (1,7 л, 50 л. с.), но и значительно просторнее — длина 4 м вместо 3,8, а ширина — 1,55 вместо 1,4 м. Ну, и машина приобрела уже современную форму. В 1969 году и на 408-й, и на 412-й модели появился кузов нового образца, с прямоугольными фарами производства ГДР.
Модель 408, а также последовавшая за ней 412 и 2140 (на ней стоял 1,5 л мотор мощностью 75 л. с.), стали ещё более массовыми — 800, 400 тыс. и свыше 2 млн соответственно. Причём выпускались они не только в Москве — 408 и 412 модели много лет выпускались в Ижевске (до 1999 года!), а также в Болгарии и Бельгии. Вообще, после премьеры на Лондонском автосалоне 1964 года «Москвич» приобрёл немалую популярность на Западе — его поставляли во Францию, Грецию, Великобританию (праворульная модификация), страны Бенилюкса и Скандинавии.
На «Москвиче», например, ездил герой повести братьев Стругацких «Отель "У погибшего альпиниста"» — полицейский из неопределённой скандинавской страны. Борис Натанович позже вспоминал, что в письмах читателей им указывали — действительно так, машина была популярна среди госслужащих благодаря своей ремонтопригодности, высокой проходимости и дешевизне.
Впрочем, в 1970-х годах, популярность «Москвича» пошла на спад: в СССР был запущен Волжский автозавод и довольно быстро оказалось, что «Жигули», хотя дороже и уступают по проходимости, намного комфортнее, надёжнее и проще в управлении.
Последняя модель
В конце 1970-х Минавтопром предложил АЗЛК начать производство переднеприводной машины Simca 1308, выпускавшейся французским отделением корпорации Chrysler. На заводе возмутились, но мнение начальства возобладало.
Прототип на основе кузова Simca с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от «Москвича-412», был готов уже в 1977 году. На заводе его называли «Максимкой». Производство машины после ряда доработок началось только в 1996 году. При этом от исходной модели осталась только форма крыши и кузов хэчбек. На него ставилось целое созвездие двигателей объёмом от 1,5 до 2 л. Эта модель была выпущена в количестве более 700 тыс. штук.
«Москвич-2141» существенно превосходил не только предшественников, но и своих советских «одноклассников». По сравнению с вазовским «зубилом» он имел лучшую проходимость, по сравнению с ижевской «Одой» — более удобный салон и большую прочность кузова (вообще, по итогам краш-тестов 2141-й оказался наиболее безопасным советским легковым автомобилем).
Самые поздние версии этой модели имели собственные имена — «Святогор», «Князь Владимир», «Иван Калита». Делались попытки установить на них импортные моторы, но ничего не помогало.
4 марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен. Немного позже прекратилась сборка из готовых машинокомплектов в Киеве.
Немного будущего
Сейчас у «Москвича» (так завод официально назывался с 1993 года) нет не только готовой модели для производства, но даже и коллектива конструкторов, который смог бы взяться за решение этой задачи. Поэтому ключ от будущего завода находится на КамАЗе.
КамАЗ, помимо своего основного, большегрузного профиля, занимался легковыми автомобилями как минимум с 1988 года — тогда завод присоединился к выпуску микролитражек (двигатели объёмом от 0,6 до 1 л) «Ока» под индексом КамАЗ-1111. «Бешеная табуретка» смотрелась рядом с трёхосными грузовиками довольно экзотично.
Но и после прекращения выпуска «Оки» заводское КБ продолжало работу над легковыми автомобилями. Сейчас в активе у завода есть концепты кроссовера КамАЗ-6520 и электромобиля «Кама-1», а в пассиве — отсутствие свободных производственных мощностей для их выпуска. И тут — Собянин со своим шикарным предложением.