Как отметила доктор политических наук, профессор, руководитель регионального отделения РОП в Республике Адыгея Зуриет Жаде, отношения России и стран Запада останутся «нервозными».
«Прогнозируя развитие отношений между Россией и «недружественными странами» на среднесрочную перспективу, в первую очередь, надо учитывать, что сегодня эти взаимоотношения продемонстрировали достаточно высокий уровень нестабильности и неустойчивости. По всей видимости, в настоящее время невозможно вести речь о диалогичных отношениях. Очевидно, что в данной критической ситуации возможности позитивного взаимодействия между Россией и странами Запада будут весьма ограничены», — считает эксперт (цитируем по докладу РОП).
По её словам, нельзя исключать новых «сюрпризов» от «недружественных» стран: «До тех пор, пока острые противоречия и конфликтные расхождения не будут преодолены, взаимоотношения между Москвой и западными странами останутся по преимуществу отношениями явного противостояния и соперничества».
При этом Зуриет Жаде отметила наличие совместных задач, стоящих перед Россией и недружественными странами — в частности, это задача сокращения издержек и снижения рисков, неразрывно связанных с конкуренцией и соперничеством. Риски велики.
«На сегодняшний день, учитывая увеличение санкций по отношению к России, достижение даже минимального прогресса во взаимодействии не представляется возможным. Ряд экспертов констатирует, что с 24 февраля 2022 года опустился железный занавес между Россией и Западом. Полностью солидарна с заявлением главы МИД РФ в том, что «если Запад решил опустить перед Россией новый железный занавес, Россия не будет переживать и найдет возможность развиваться», — подчеркнула эксперт.
Зуриет Жаде также выразила надежду на то, что в западном обществе «наконец-то найдутся здравомыслящие и разумные люди, которые смогут объяснить своим политическим лидерам необходимость и важность нахождения общего языка с российской державой во имя сохранения человечества».
Но пока западные политики далеки от такого понимания. США станут разговаривать с Россией только после взятия российскими войсками Киева, считает профессор социологического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор социологических наук Ярослав Никифоров.
«Перспективы сохранения нашего диалога с недружественными странами обусловлены только и исключительно нашим желанием с ними разговаривать. Складывается уверенное ощущение, что правящий класс до сих пор не понял до конца, что единственно возможная позиция нашей страны, которую примет Запад — это поза кающейся грешницы с подносом в руках. На меньшее они не согласны. До тех пор, пока мы придерживаемся другого мнения, разговаривать не о чем. Сам Запад свою позицию не изменит, наша война выгодна в первую очередь США по множеству довольно прозрачных и понятных причин. Европа совершенно не самостоятельна, действует по указке в ущерб себе, как уже в истории было не раз. Разговаривать с нами они начнут только после взятия Киева», — считает социолог.
Возможно, кого-то на Западе заставит одуматься сама жизнь… и ответные меры Москвы. Как считает доцент, заместитель заведующего кафедрой политического анализа факультета государственного управления МГУ, кандидат политических наук Александр Коньков, «в текущих условиях дальнейшее ухудшение (отношений РФ и Запад — Ред.), как представляется, все в большей степени будет наносить вред инициаторам такого развития событий, нежели чем самой России, которой,
наоборот, остается мало что терять после уже свернутых направлений сотрудничества».
наоборот, остается мало что терять после уже свернутых направлений сотрудничества».
По мнению эксперта, в среднесрочной перспективе изменение позиции Запада маловероятно. Вместе с тем, в зависимости от хода и результатов спецоперации РФ на Украине — «отдельные политические силы Запада, особенно оппозиционные и антиглобалистские, будут готовы «тестировать» возобновление диалога с Россией наряду со снижением внимания к украинской проблематике».
Многие из попавших в «список недружественных» страны на самом деле заинтересованы в развитии отношений с РФ, считает ведущий научный сотрудник Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, историк Дмитрий Жуков. Он отметил, что сам список является весьма неоднородным — в него вошли как системные противники России (англо-саксы), так и зависимые страны периферии западного мира, которые «присоединились к санкциям под давлением», но могли бы широко сотрудничать с РФ и заинтересованы в этом.
По мнению эксперта, «очевидно, и политика России в отношении стран из «списка недружественных» будет дифференцированной: то есть будет исходить из разного рода частных комбинаций интересов и возможностей».
Напомним, ранее глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета РФ Андрей Климов в своем Telegram-канале отметил, что было бы логичным исключать из списка «недружественных» только те государства, которые на практике должным образом докажут свою лояльность Москве и в разумные сроки компенсируют реальный ущерб, нанесенный ими России в период с 2014 года. По словам политика, до сих пор излишнее благородство Москвы лишь поощряло недоброжелателей — «они, увы, понимают лишь язык силы».