Об отходе одной бригады Вооружённых сил Украины из Лисичанска сообщил посол ЛНР в России Родион Мирошник в 00:24 по Луганску и Москве. Он также рассказал об обстановке в некоторых других населённых пунктах.
«Информация подтверждается местными жителями, что посёлок Воеводовка (между Рубежным и Северодонецком) после нескольких попыток ВФУ (вооружённых формирований Украины — Ред.) контратаковать, полностью зачищен от украинских формирований. Воеводовка под контролем НМ ЛНР. Вся рубежанская промка тоже полностью зачищена от остатков украинских боевиков. В спину нашим войскам наступающим на Северодонецк больше никто не выстрелит», — написал Мирошник в Telegram-канале.
Он также рассказал о наступлении на Северодонецк.
«Весь пригород [Северодонецка] и населенные пункты с востока от города зачищены от боевиков. На юго-востоке от Северодонецка ещё продолжаются бои, но они близки к завершению», — указал Мирошник.
Он также рассказал о продвижении на Лисичанск и об обстановке в городе.
«Сегодня союзными войсками взят под контроль населённый пункт Нижнее. Теперь дорога на Лисичанск с юга открыта. Непосредственно из Лисичанска сегодня снялась и вышла целая бригада ВСУ оставив свои позиции после небольших боестолкновений. По Лисичанскому НПЗ было несколько прилётов. Нанесены удары по «яме» и нескольким бомбоубежищам на территории завода, которые облюбовали комсостав ВСУ и сбежавшие из Рубежного айдаровцы. Попытка пересидеть не удалась», — рассказал посол ЛНР.
По его словам, активные бои продолжаются в Приволье, Шепилово и Белогоровке. Их освобождение ожидается уже в ближайшее время.
«Живой щит» в Запорожье и не только
Вечером 8 мая глава Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев рассказал о практике «живого щита», которую активно применяют украинские военные.
«В Краматорске Донецкой Народной Республики в школе № 20 и детском саду № 87 размещены подразделения ВСУ и оборудованы огневые позиции. При этом в подвальных помещениях насильно удерживаются гражданские лица — жители близлежащих домов, а все подходы к зданиям заминированы», — отметил Мизинцев.
А вот в Харькове, по словам Мизинцева, радикалы всё же смилостивились над гражданскими.
«В Харькове в здании детской областной инфекционной клинической больницы № 22 боевики националистических батальонов оборудовали опорный пункт и склад боеприпасов, на прилегающей территории размещены артиллерийские установки. При этом, персонал больницы и всех гражданских лиц, в том числе тяжело больных детей, под угрозой физической расправы вынудили покинуть медицинское учреждение», — указал Мизинцев.
Кроме того, он рассказал, что в Славянске боевики националистических формирований заминировали железнодорожный мост ветки «Славянск-Краматорск» и автомобильный мост через реку Сухой Торец, которые планируют взорвать, обвинив в этом якобы «наступающие подразделения российских войск».
«В Запорожье администрация, скрывая истинную цель — использование граждан в качестве «живого щита», под предлогом «обеспечения безопасности» запретила эвакуацию мирных граждан. Любые попытки жителей покинуть город на личных автомобилях и пешком жестко пресекаются боевиками батальонов территориальной обороны на блокпостах. Оказывающих малейшее сопротивление мирных граждан подвергают физическому насилию, автомобили изымают, а людей отправляют обратно пешком», — рассказал Мизинцев.
Он подчеркнул, что количество ежедневных нарушений руководством Украины норм и принципов международного гуманитарного права, Женевских конвенций в части запрета размещения тяжёлого вооружения в жилых зонах, использования гражданских лиц в качестве «живого щита» и объектов гражданской инфраструктуры в военных целях, свидетельствует об «абсолютно осознанном применении украинскими неонацистами антигуманной тактики ведения боя».
Противостояние «Азова» и Офиса президента
В ночь на 9 мая заместитель командира полка «Азов» Святослав Паламар, известный под позывным Калина, повторил свои обвинения в адрес украинских властей, сказанные несколькими часами ранее во время пресс-конференции.
«Мы кричим об окружении с 1 марта. Самое циничное, это то, что нам дают обещания: «Парни, продержитесь до середины марта, а потом будет помощь». И ничего. «Продержитесь до апреля и всё будет классно». Снова ничего в итоге», — заявил Паламар.
Он пожаловался на то, что, когда говорили об эвакуации мирных жителей с «Азовстали», не упомянули о том, какой ценой для его подразделения эта эвакуация обернулась. А также рассказал о нанесённых некоторыми политиками обидах.
«Один из наших политиков во время переговоров про эвакуацию сказал одному из наших командиров, который всё это время руководит обороной Мариуполя и занимался эвакуацией: «Вы там какими-то своими делами занимаетесь, но не тем, что нужно». Этот командир как раз попал под обстрел и его чуть не убили. Это оскорбление героя Украины. Это очень неприятно. После этого на сердце остаётся рана», — подчеркнул Паламар.
Звание Героя Украины имеет командир полка «Азов» Денис Прокопенко, известный под позывным Редис.
Прокопенко 8 мая тоже дал интервью изданию «Украинская правда». В нём он заявил о причинах быстрого окружения Мариуполя.
«Противник фактически без сопротивления преодолел дольно большой километраж. Практически без боёв, маршем он прошёл из Крыма и оказался на западных окраинах города Мариуполь», — заявил Прокопенко.
Он отметил, что, по его мнению, можно было уничтожить подразделения ВС РФ на перешейке под Геническом.
«В том в районе противник был крайне ограничен в маневре и имел только единый маршрут выдвижения. Учитывая рельеф местности, противник был канализован. С тактической точки зрения это было самое благоприятное место для нанесения огневого поражения с целью уничтожения и последующей блокировки вражеской группировки. Противника нужно было уничтожать там, во время выдвижения из Крыма. И этого почему-то не было сделано», — отметил Прокопенко.
Он также раскритиковал действия командира 36-й отдельной бригады морской пехоты полковника Владимира Баранюка, попавшего в плен при попытке прорыва.
Прокопенко дал интервью за несколько часов до пресс-конференции, которую провели Паламар и офицер управления разведки «Азова» Илья Самойленко, которые раскритиковали власти.
Эта пресс-конференция и прозвучавшие на ней и не только обвинения руководству Украины не понравились.
«Кому-то нужно, чтобы Офис президента был виноват. Военные у нас ни при чём, военное командование ни за что не отвечает. И у нас иностранные партнёры ни за что не отвечают. А всё плохое — это Офис президента. Мы спим и видим, как загубить Мариуполь и бойцов с «Азовстали», — заявил советник главы Офиса президента Алексей Арестович.
По его словам, эти обвинения чаще всего звучат от политических противников новой власти.
Арестович заявил, что у него самого там находится крестник и один из лучших боевых друзей. Он также заявил, что «азовцам» самим виднее, смогут ли они продержаться до конца мая.
«Они дали оценку, [cказав]: «Мы будем сражаться». Сказали, что есть [боеприпасы]», — отметил Арестович.
Он подчеркнул, что сейчас решить вопрос с выводом с «Азоставли» оставшихся там «азовцев» и украинских военных силой невозможно.
Визит жены Байдена
Первая леди США Джилл Байден посетила украинский Ужгород, поездка не анонсировалась, сообщил её журналистский пул вечером 8 мая.
«Кортеж проехал через Ужгород и приехал к школе номер 6, которую сейчас используют как временное убежище для 163 перемещенных украинцев, включая 47 детей», — говорится в распространенном сообщении пресс-пула первой леди США.
Как говорится в сообщении, там же Байден встретилась с Еленой Зеленской, для которой, по данным журналиста пула, это было первое появление на публике с начала российской спецоперации.
«Я счастлива, что вы здесь. Я бы очень хотела, чтобы наша встреча состоялась в моём любимом Киеве. Украина богата на чудесные места, и я бы очень хотела их вам показать», — распространила пресс-служба президента Украины в ночь на 9 мая слова Зеленской, сказанные первой леди США.
Примечательно, что ранее ряд СМИ утверждал: Зеленская заблаговременно до начала спецоперации ВС РФ покинула Украину и находилась все эти дни за её пределами.
«В Ужгороде встретились и продемонстрировали важный момент — гуманитарное объединение. Первая леди традиционно отвечает за пакет культурных и гуманитарных вопросов», — прокомментировал визит жены президента США советник главы Офиса президента Арестович в интервью Марку Фейгину.
Он также отказался отвечать на вопрос, значит ли визит Джил Байден, что скоро Украину может посетить её муж — президент США Джо Байден. По словам Арестовича даже ему об этом расскажут постфактум, уже после визита Байдена.
Советник главы Офиса президента также поблагодарил Кристину Квин и всё посольство США за возвращение в Киев.
«Раз и навсегда закрыла вопрос, меня просто задолбали уже, вроде, умные люди, четвёртый-пятый день меня всё спрашивают: «Алексей, будет ли ядерный удар по Киеву или нет?». Наконец Кристина Квин дала ответ — не будет ядерного удара», — подчеркнул Арестович.
По его словам, последние события демонстрируют мировую поддержку Украины.