Финляндия примет решение о подаче заявки на членство в НАТО 12 мая. Об этом сообщила финская газета Iltalehti поздно вечером в воскресенье, 1 мая, со ссылкой на анонимные источники в правительстве. Как сообщает издание, премьер-министр Санна Марин одобрила, что страна согласует заявку на членство в НАТО в четверг, 12 мая.
Решение о вступлении будет принято в два этапа. Президент Финляндии Саули Ниинисте сначала объявит о своем одобрении присоединения к североатлантическому альянсу, а затем парламентские группы утвердят заявку, текст которой уже написан, сообщает издание. Заявка на членство в НАТО не будет повторно обсуждаться в парламентских комитетах или выноситься на голосование парламента Финляндии, а будет немедленно передана в НАТО. Это планируют сделать со ссылкой на Конституцию Финляндии, согласно которой президент руководит внешней политикой страны и политикой безопасности в сотрудничестве с правительством.
Ранее Саули Ниинисте признал, что вступление Финляндии в НАТО приведет к появлению новых группировок российских войск у границ страны. «Сейчас на восточной границе образовался вакуум почти на тысячу километров без военного присутствия, но мы обязательно увидим, что Россия, возможно, будет группировать или создавать новые базы, войска, а также вооружение в этом районе. Это стало совершенно ясно. Что касается Балтийского моря, присутствие России там может быть усилено», — сказал президент Финляндии 30 апреля в интервью агентству Ilta-Sanomat.
При этом двумя днями ранее Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в альянсе с радостью примут Финляндия и Швеция в свои ряды в случае, если Хельсинки и Стокгольм подадут официальную заявку на вступление в организацию. «Конечно, Финляндия и Швеция должны сами решать, хотят ли они подать заявку на вступление в НАТО или нет. Но если они решат подать заявку, Финляндия и Швеция будут приняты в НАТО с распростертыми объятиями. Финляндия и Швеция — наши ближайшие партнеры», — цитировала его британская газета The Guardian 28 апреля.
Но если Швеция фактически с момента создания НАТО была достаточно плотно вовлечена в деятельность всех структур этого блока, то для Финляндии вступление в Североатлантический альянс — тектоническое решение. Ведь после Второй мировой войны эта страна сохранила суверенитет лишь благодаря снисходительности Москвы, которая имела свою цену. Финляндия выплатила СССР компенсации за ущерб, причинённый советским гражданам в финских концлагерях во время финской оккупации, окончательно отказалась от своих прав на Карелию, уступила район Петсамо (Печенга), продала небольшой участок земли в Лапландии, а также подписала в 1948 году «Договор о сотрудничестве и взаимной помощи» с Советским Союзом.
Этот договор требовал от Финляндии нейтралитета и признания особых стратегических интересов СССР. Взамен Финляндия могла в границах этой зависимости сохранить капиталистический строй, рыночную экономику и известную свободу слова. В США и ФРГ эти уступки СССР, однако, были восприняты почти как предательство — так зародилась концепция «финляндизации», под которой понимали подчинение политики страны интересам большого соседнего государства при номинальном сохранении суверенитета. Этот термин вошёл в политический лексикон и даже бытовую речь. Однако финны смогли свою ограниченную свободу превратить в большой шанс впечатляющего экономического развития, благосостояния и национального самоуважения. Финляндия поставляла в СССР машины и корабли, получая взамен нефть, газ, лес и другое сырьё по более низким ценам, чем другие страны Западной Европы.
8 февраля 2022 года газета The New York Times написала, что президент Франции Эмманюэль Макрон, встречавшийся накануне с президентом России Владимиром Путиным, назвал «финляндизацию» Украины одной из опций для снятия напряженности в отношениях между Киевом и Москвой. Однако киевские власти остались в фарватере Вашингтона и Лондона, что и привело к вооружённой конфронтации. А теперь «финляндизация» канула в лету и на родине этого термина.
Как рассказал Украина.ру на условиях анонимности украинец, который давно живёт в Финляндии, рядовые граждане этой страны не выступают против её вступления в НАТО, поскольку в финской политической элите образовался консенсус по этому поводу. «Парадокс состоит в том, что много лет западные СМИ пугали «финляндизацией Украины», а сейчас очень быстро проходит своеобразная «украинизация Финляндии». Страна, которая на протяжении десятилетий очень хорошо зарабатывала на сотрудничестве с Россией, причём даже после 2014 года, ныне рвёт все связи с южной соседкой и становится всё более русофобской, — говорит он. — Это вызывает беспокойство представителей финского бизнеса, 50% которых считают, что разрыв отношений с Россией негативно отразится на их работе, а 20% называет такой разрыв критическим». Однако пока что правительству Финляндии удаётся удерживать цены базовых продуктов на привычном для населения уровне. Но главная причина, по которой финны не выступают против НАТО, всё же политическая, ведь занявший такую позицию человек будет автоматически назван «пропутински настроенным», считает мой собеседник.
Упомянутый разрыв экономических отношений с Россией напрямую угрожает энергетической безопасности с Россией. Так, 2 мая финская проектная компания Fennovoima сообщила, что расторгла контракт с «Росатомом» на строительство АЭС «Ханхикиви-1» на восточном берегу Ботнического залива Балтийского моря. Сотрудничество с российской компанией прекращается немедленно, прекращаются также все работы по проектированию и лицензированию, и работы с «Росатомом» на площадке «Ханхикиви-1», уточняется в сообщении.
«Решение о расторжении EPC-контракта с RAOS Project (юридическое лицо"Росатома" в Финляндии) далось нелегко. В таком крупном проекте есть значительные сложности, и решения принимаются только после тщательного рассмотрения. Мы полностью осознаем негативное воздействие и делаем все возможное, чтобы смягчить его», — приводятся в сообщении слова председателя правления Fennovoima Эсы Хярмяля. По заявлению финской компании, «в последние годы наблюдались значительные и растущие задержки», а события на Украине усугубили риски для проекта. «RAOS не смогла снизить ни один из рисков», — утверждает Fennovoima.
Проект «Ханхикиви-1» предусматривал сооружение одноблочной АЭС на основе современного реактора российского дизайна ВВЭР-1200 поколения 3+ мощностью 1200 Мвт. Заказчиком, владельцем и оператором будущей АЭС выступает финская проектная компания Fennovoima Oy. Генеральным поставщиком АЭС «Ханхикиви-1» выступает компания RAOS Project (входит в «Росатом»). На сегодняшний день проект находится на этапе лицензирования и подготовительных работ на площадке сооружения АЭС.
Ранее финские СМИ отмечали, что в Финляндии с учетом холодного климата альтернатив у атомной энергетики нет и её развитие движется в противоположном направлении по сравнению, к примеру, с Германией, принявшей решение о полном закрытии своих АЭС. Поэтом вряд ли Хельсинки откажется от строительства новой атомной электростанции, просто подряд на это получат французская Areva или японская Toshiba, чьи решения значительно дороже, чем у «Росатома», и требуют большего времени на реализацию.
Но если поставщиков ядерных технологий в Финляндии можно заменить, то заменить российский газ нечем. Несмотря на это, правительство и компании Финляндии готовятся к прекращению поставок природного газа из России в мае 2022 года. Об этом 30 апреля сообщило издание Helsingin Sanomat. Причина заключается в требованиях России о новом порядке оплаты поставок — в рублях. По данным издания, российская компания «Газпром» объявила, такая оплата является условием для продолжения бесперебойных поставок газа. Финское руководство однозначно заявляло, что платить в рублях не будет. «Газпром» попросил финскую государственную газовую компанию Gasum ответить на требования до 20 мая.
По официальным оценкам, существующей газовой инфраструктуры Финляндии, то есть эстонского газопровода и терминалов СПГ, будет недостаточно для замены российского газа. Хотя в прошлом году на газ приходилось всего около 5% от общего потребления энергии в Финляндии, ожидаются проблемы для промышленности, где газ используется как сырье для технологических процессов. Две трети газа в Финляндии используется промышленностью, крупнейшими пользователями являются компании химической и лесной промышленности. Так что вскоре термин «финляндизация» может получить новое значение — политика деиндустриализации под давлением «союзников».