Киевлян призвали не передвигаться на частном автотранспорте без насущной необходимости, чтобы в первую очередь обеспечить потребность в горючем для военных.
«Киевлян просят помнить о нуждах армии и наших защитников и по возможности пользоваться общественным транспортом. Сеть постоянно расширяется, чтобы обеспечить перевозку жителей, возвращающихся в столицу», — сообщила Киевская городская государственная администрация.
КГГА напомнила, что по состоянию на 29 апреля в Киеве работают: 140 автобусов на 62 маршрутах; 70 трамваев на 16 маршрутах; 77 троллейбусов на 25 маршрутах. Что же касается частников, то они обслуживают 74 маршрута общим количеством почти 400 автобусов. Работает наземный транспорт с 07:00 до 21:00.
Что касается метро, то оно работает с 06:30 до 20:00.
В пятницу, 29 апреля, в сети появились видео многокилометровых очередей за топливом в украинской столице.
Как рассказал украинский эксперт топливного рынка Сергей Куюн в соцсетях, дефицит сейчас не только столице Украины.
«Дефицит не только в столице, но по всей стране без исключения. Местные администрации даже делают отдельные заявления. На самом деле, трудно с бензином в большинстве регионов уже пару недель, просто в Киеве об этом не знали или не обращали внимания. Неожиданность в столице связана в основном с тем, что её трейдеры пытались снабжать в приоритетном порядке. Как я понимаю, в том числе и по просьбе центральных и местных властей. Но в последнее время в город вернулось много киевлян, потребление выросло. Крупные сетевые компании говорят, что продают сейчас столько же горючего, как и неделю, и две назад. Но если раньше этого хватало на день, то сейчас на несколько часов. Поставлять больше пока нет возможности», — рассказал Куюн.
Он также заявил о неадекватном поведении некоторых украинцев.
«Имеет место и откровенное рагульство: по словам владельцев АЗС, многие машины даже не могут влить в бак те жалкие 10 л, которые отпускают в "одни руки". Влезает только 4-5 л, потому что бак полон», — отметил он.
Он также отметил, что добавило давления на работающие АЗС закрытие отдельных станций, израсходовавших все запасы горючего даже при нормативной реализации.
Всё это означает, что с топливным кризисом быстро справиться не удастся: горючее расходится быстрее, а поставлять больше пока невозможно.
«Поэтому, даже если правительство позволит продавать сейчас по 100 грн/л (около 235 руб. за литр. — Ред.), горючее не появится. Хотя нет, может, и появится, но не потому, что кто-то выставит "прихваченное" горючее, а потому, что тот фиксированный объём просто не будут покупать», — отметил Куюн
Позже первый вице-премьер Юлия Свириденко свалила всё на боевые действия и пообещала, что через неделю всё наладится.
«В течение следующих 7 дней дефицит будет ликвидирован, поскольку операторы имеют законтрактованные объемы на территории Западной Европы. И сейчас мы решаем вопрос их завоза на территорию Украины. Данная ситуация приведет к незначительному удорожанию нефтепродуктов — это связано, в первую очередь, с большей ценой логистики, из-за сложных маршрутов и использования нескольких видов транспорта. Напомним, что ранее были приняты решения, существенно уменьшившие влияние на экономику резкого подорожания нефтепродуктов на мировых рынках. В частности, мы отменили акциз и уменьшили НДС с 20% до 7%», — заявила среди прочего Свириденко.
А вот лидер националистов Дмитрий Корчинский уверен: всему виной украинские чиновники. Они установили фиксированную цену на топливо, из-за чего сети вынуждены стали продавать топливо по цене ниже, чем его себестоимость.
Тем временем находчивые дельцы пытаются наживаться на сложившейся обстановке в стране. Так, журналист Сергей Ивановрассказал, что ему предложили заправиться по 50 грн. за литр бензина (116 руб. за литр — Ред.).
Долгожданный ленд-лиз
Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект о ленд-лизе для Украины. Этот документ призван упростить оказание военной помощи Украины. За него проголосовало подавляющее большинство конгрессменов — 417 человек. 10 высказались против.
«Законопроект даст право администрации США в течение 2023 финансового года предоставлять военную технику Украине и другим странам Восточной Европы. При этом предоставление такой техники Украине по-прежнему должно осуществляться с законами, касающимися ее последующего возвращения», — указывалось в описании к документу на сайте Конгресса.
6 апреля документ был принят Сенатом США. Теперь законопроект поступит в Белый дом на подпись американскому президенту Джо Байдену.
Закон о ленд-лизе для Украины даст Байдену расширенные полномочия по предоставлению Украине в аренду или иным способом (к примеру, с условием отложенной оплаты) ряда средств. В числе прочего речь идет о вооружениях, транспортных средствах, продовольствии и медикаментах.
Принятый закон встревожил наблюдателей. По сути, он открывает пути для поставок Украине танков и самолётов.
«Американцы приговорили ленд-лиз для Украины. Что Киев может получить? Танки третьего поколения M1A2 Abrams. Боевые машины пехоты США M2A3 Bradley. Самоходные артиллерийские установки M109A6 Paladin. Реактивные системы залпового огня на колёсном шасси HIMARS. Универсальная пусковая установка / РСЗО M270 MLRS. Передвижной норвежский ЗРК NASAMS 2. ЗРК Patriot. Многофункциональные лёгкие истребители 4-го поколения F-16 C/D», — отметил российский журналист Александр Коц.
Он указал на то, что закон увеличивает период возможных ссуд для получения оружия/оборудования на более чем 5 лет.
«Оплата — когда-то потом и только за уцелевшее. Это всё к вопросу о коммуникациях, которые надо было резать вчера», — подытожил Коц.
Примечательно, что танки к передаче Украине США начали готовить ещё до принятия закона в палате представителей.
Так, в ночь на 25 апреля в интервью лидеру группировки С14 Евгению Карасю американский военный украинского происхождения по имени Алекссообщил о подготовке «Абрамсов» к отправке на Украину.
«Что касается новейшей техники, "Абрамсов", дружище, они уже покрашены в зелёный. Все новые "Абрамсы" — Abrams M1A2 SEP они уже зелёные, они уже like woodland (вудленд — расцветка камуфляжа, используемая для средней полосы России, полосы умеренного климата в Европе и США)», — рассказал он.
При этом он также сообщил, что украинцев в США уже обучают использованию JBCP — Joint Battle Command-Platform: специальной платформы, которая позволяет наладить полное информационное взаимодействие между авиацией, наземными боевыми машинами, солдатами в боевых порядках подразделений, платформами морского базирования и системами управления вышестоящего звена.
«Много парней уже учатся в Штатах. Так же, как с [беспилотниками] Reaper, Switchblade. Уже люди там. Они учатся, они тренируются», — рассказал американский военный Карасю.
Но закон о ленд-лизе — не единственный подарок США Украине. Так, 28 апреля было опубликовано письмо Байдена спикеру палаты представителей, в котором президент США запрашивал дополнительное финансирование для помощи Украине на сумму $33 млрд в текущем финансовом году.
«Дополнительная помощь в области безопасности предоставит украинским военным и полиции крайне необходимое оборудование, включая боеприпасы, бронетехнику, стрелковое оружие, помощь в разминировании и беспилотные авиационные системы», — говорилось в письме.
Конкретная цифра военной помощи не названа, однако агентство Reuters сообщило, что на долю военной помощи придётся $20 млрд, ещё $8,5 млрд — прямая финансовая помощь правительству, и ещё $3,5 млрд гуманитарная, в том числе продовольственная помощь.
При этом, по данным агентства, с начала 24 февраля США оказали Украине военную помощь в размере более $3 млрд.
Таким образом, Байден запросил у палаты представителей Конгресса разрешение на помощь более чем в 10 раз большую, чем США оказали Украине.
На Украине новость о ленд-лизе восприняли с радостью. При этом не обошлось и без ссор. Так, соратники пятого президента Украины Петра Порошенко заявили, что это именно он первым предложил идею ленд-лиза для Украины. Как бы то ни было, но теперь многие политики на Украине уверены в бесперебойной поставке западных боеприпасов и техники для ВСУ.