Ранее представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил, что специально подобранные группы приступили к штурму крупного мариупольского завода «Азовсталь», который остается последним оплотом противника. Он выразил надежду, что находящиеся на территории завода украинские военные в ближайшее время сдадутся.
— Виктор Николаевич, этот штурм будет происходить так же медленно, как и остальные бои в Мариуполе, или дело пойдет побыстрее?
— Странный вопрос. А кто определяет, что такое «быстро» и что такое «медленно»? Например, если бы была поставлена задача решить этот вопрос в три дня, а мы тратим на это четыре дня — это быстро или медленно? Все будет зависеть от многих вещей. От того, какое вооружение будет применяться и какое сопротивление окажут ребята, которые там находятся. Например, они могут быстро сдаться, и тогда вопрос будет решен, а могут сражаться до последней капли крови, и все будет долго. Многое еще будет зависеть от того, какое там оборудование. В армии говорят: «всякое решение считается правильным, если оно будет доведено до конца». А быстро или медленно — это не важно.
— Басурин назвал фейком информацию о наличии в «Азовстали» якобы тысячи гражданских лиц, но, очевидно, что проблема «живого щита» так или иначе будет всплывать. Научились ли мы бороться с этой тактикой украинских боевиков?
— С этой тактикой бороться невозможно, потому что она предусматривает принесение в жертву мирного населения. Мы этим не занимаемся, мы отделяем мирных жителей от боевиков. Что касается именно «Азовстали», то там дело не в мирных жителях, а в иностранных представителях (наемниках, инструкторах, специалистах — кто как называет). Это их не выпускают боевики и прикрываются именно этими людьми. Посмотрим, что с этим будет.
— Когда я задавал вопрос экспертам по поводу грядущей битвы за Донбасс, мне сказали примерно следующее: наш план по окружению группировки ВСУ слишком прост для противника, но у нас больше возможностей по его исполнению, условно говоря, «пушки толще». Вы согласны с такой оценкой?
— Если мы приступим к штурму, то у нас есть много видов вооружения, которые могут решать такие задачи. У нас есть самолеты, артиллерия, гранатометы, тяжелые огнеметные системы, термобарическое оружие и многое другое. У защитников этих подземных городов всего этого нет. Поэтому пушки у нас действительно толще.
Но те люди, которые находятся там под землей, будут защищать свою жизнь до последнего. Они понимают, что им деваться некуда (или в землю, или в тюрьму). А у тех, кто их штурмует, есть чем рисковать. Поэтому этот штурм несрочный. Мы можем подождать.
Пусть они посидят под землей, друг друга поедят. Надо их только изолировать так, чтобы они не могли оттуда выбраться внезапно. Если мы будем контролировать все входы и выходы и перекроем воздуховоды, проблема будет решена быстрее.
— Какие конкретные шаги следует предпринять, чтобы остановить массовые обстрелы Белгородской и Брянской области?
— Минобороны уже заявило, что если обстрелы не прекратятся, мы будем наносить удары по пунктам принятия решений в Киеве, по Генштабу и по министерству обороны. Я все жду, когда наше Минобороны выполнит свое обещание.
— Много говорят о том, что единственный способ остановить поставки западного оружия на Украину — уничтожать всю транспортную инфраструктуру во Львовской области. Поможет ли только это решение?
— Речь идет не только о Львовской области. Они же могут оружие через Молдавию или Румынию поставлять. Еще в Закарпатье есть такая станция Чоп, где переобувают вагоны с европейской колеи на нашу. Если прихлопнуть эту станцию, возможностей отправлять на Украину западного вооружения будет меньше. Видимо, у Минобороны есть свои представления на этот счёт. Например, они подождали, когда на грузовой станции во Львове скопилось большое количество бронетехники, и шлепнули туда ракетой, уничтожив и станцию, и технику. Возможны разные варианты. Наши генералы будут решать эти задачи так, чтобы это было максимально эффективно.
— Мы не знаем точных причин гибели крейсера «Москва». Но если у нас будут твердые доказательства, что это была натовская ракета или беспилотник, чем мы можем на это ответить?
— Если выяснится, что натовцы принимали в этом участие, то надо нанести удар по тому месту, откуда пришли натовские ракеты. Но дело в том, что в сети гуляет версия, что удар натовской ракетой был нанесен с территории Одесской области. А натовские самолеты, которые наводили эту ракету, границы не пересекали. Поэтому эта задача сложная. Мы сейчас можем комментировать только слухи и предположения. Нужны твердые доказательства.