При этом ранее, во вторник, 22 февраля, Германия остановила сертификацию газопровода «Северный поток — 2», который и без того долго затягивала, что Киев ставил себе в заслугу. В этот раз причиной стало признание республик Донбасса Российской Федерацией. В ноябре прошлого года поводом для остановки сертификации было требование по регистрации оператора газопровода в качестве немецкого юрлица.
Следствием приостановки будет дальнейшее углубление энергетического кризиса и рост цен на энергоносители, который заденет не только Германию, но и Украину, покупающую газ по ценам европейских бирж, даже если это газ собственной добычи.
Требование остановить сертификацию озвучил 22 февраля президент Владимир Зеленский на пресс-конференции со своим эстонским коллегой Аларом Карисом. «Мы согласились с необходимостью немедленного введения санкций за очередной акт агрессии против Украины. Эти санкции должны включать полную остановку "Северного потока — 2"», — заявил Зеленский, не преминув еще раз попросить денег «на усиление обороноспособности».
Канцлер Германии Олаф Шольц в тот же день дал соответствующее распоряжение Министерству экономики, которое и приостановило сертификацию. На вопрос о том, что должно произойти, чтобы «Северный поток — 2» был запущен, Шольц ответил «мы сейчас далеко от этого». Глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что «Северный поток — 2» заморожен, то есть его сертификация остановлена не окончательно. Решение уже поприветствовал Госдеп США.
В Киеве с радостью встретили эту новость. Глава правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Витренко на пресс-конференции в Киеве сообщил о «перемоге», забыв уточнить о цене на газ для украинцев в следующем отопительном сезоне. «Это очень позитивное развитие событий для Украины, для безопасности в регионе, в Европе и во всем мире. Но при этом это — один из шагов в правильном направлении. Еще должно быть решение регулятора, которое и скажет о том, что "Северный поток — 2" не соответствует требованиям и, соответственно, не может быть сертифицирован», — сказал Витренко.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба тоже поблагодарил Германию за остановку сертификации «Северного потока — 2», но призвал ЕС вводить еще большие санкции против РФ.
И вот уже лишь за 22 февраля цена газа в Европе подскочила на 10% на фоне признания Россией суверенитета Л/ДНР. Согласно данным биржи, цена мартовского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах выросла до почти $935 за 1 тыс. куб. м.
Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев предупредил, что дальнейшая задержка ввода «Северного потока — 2» в эксплуатацию сулит резким ростом цен на газ в Европе. «Добро пожаловать в новый мир, в котором уже скоро европейцы будут платить 2000 евро за тысячу кубов газа!» — заявил Дмитрий Медведев.
Для российского бюджета это означает, что даже при двукратном сокращении объема поставок, доходы сохранятся на прежнем уровне. Однако худо придется европейским компаниям, а также рядовым украинцам.
Заменить поставки российского газа пока нечем. В январе в ходе визита эмира Катара Тамима бен Хамада в Вашингтон президент США Джо Байден предоставил эмирату статус «наиболее важного военного союзника США вне рамок НАТО» и попросил обеспечить энергетическую безопасность Европы в условиях разворачивающегося противостояния с Россией.
На недавней Мюнхенской конференции по безопасности, глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен оптимистически заявила, что ЕС сможет заменить поставки российского «голубого топлива» закупками сжиженного природного газа.
Однако Катар преимущественно ориентирован на долгосрочные контракты и азиатские рынки, где ему и работать удобнее, так как ЕС сильно зарегулирован нормами и требованиями. И уже во вторник, 22 февраля, министр энергетики Катара, крупнейшего поставщика сжиженного газа, заявил, что ни Катар, ни какая-либо другая страна, не обладает возможностями заменить российские поставки газа в Европу с помощью СПГ в случае их прекращения из-за конфликта Украины с РФ.
Статистическое ведомство Германии недавно заявило, что 35% газа, которые потребляет химическая промышленность Германии, она использует в качестве сырья, а не как источник энергии. Дальнейший рост цен на газ, следовательно, похоронит немецкую химическую промышленность, как уже похоронил украинскую.
Украинский экономист Александр Дудчак считает, что отыграться немцы смогут лишь на перепродаже газа восточной Европе и той же Украине. «У Германии контракт долгосрочный, и у неё есть свой интерес в высоких ценах… Будет перепродавать Украине и Польше по рыночным ценам. Что уже Германия и делала, получая объемы российского газа (4,5 млрд кубометров) сверх договоров. Смогут ли немцы провернуть еще раз такой трюк с "Газпромом" — посмотрим», — говорит экономист.
Одесский журналист Юрий Ткачев отмечает, что санкции в конечном итоге ударят бумерангом по доходам Украины от транзита газа. «Вся эта история вообще не про Украину. Суть её крайне проста: удерживать цены на российский газ на высоком уровне с тем, чтобы создать условия для импорта в ЕС сжиженного газа из США, в частности убедить страны ЕС вложиться в строительство соответствующей инфраструктуры.
Ситуация, разумеется, будет использована в этом смысле, и слова Шольца это подтверждают. То есть в итоге можем ожидать сокращения спроса на российский газ в ЕС. Перемога? Да нет, зрада. Потому что та самая украинская труба существует именно для поставок российского газа в ЕС. Сокращаются поставки — сокращается потребность в трубе. Деньги за транзит, виртуальный реверс — всё это оказывается под угрозой. Причём у той же России в теории есть шансы просто переориентировать свои поставки в азиатском направлении. Альтернативного использования украинской трубе не существует», — пишет Ткачев.
Единственным спасением для Украины может стать экспорт газа из Венгрии, которая получает его по «Южному потоку», договорилась с РФ о льготной цене и не поддержала новые санкции ЕС. Но это если венгры не будут сильно жадничать, а Киев не будет ущемлять права венгерского меньшинства на Украине. Однако это вряд ли произойдет, поскольку тон в украинской политике по-прежнему задают радикальные националисты, которым поперек горла не только Донбасс, но и венгерские школы в Закарпатье.
С осени прошлого года, когда начался резкий рост цен на газ, на Украине обанкротились сотни предприятий. Мукомолы, пекари и кондитеры массово требовали предоставить им льготные цены. Кабмин Украины просил всех потерпеть до весны, когда, как предполагалось, начнется снижение мировых цен на газ.
В свете нынешних санкций против «Северного потока — 2» и намеков на прочие санкции, на это уже уповать не приходится. Стало быть, производство товаров и услуг на Украине и в большинстве стран ЕС станет невыгодным, товары станут неконкурентоспособными, начнется передел мировых рынков и череда банкротств, предполагающая массовые увольнения. За «солидарность» придется дорого заплатить европейским партнерам и рядовым украинцам.
Очевидно, что заморозкой СП-2 Европа стреляет себе в ногу — цены на газ, что на сжиженный из США, что на природный из России, поступающий по первой ветке «Северного потока» и по «Южному потоку», будет многократно превосходить в цене то, что Европа получала от России ранее. А Украина, если продолжить сравнение, вообще стреляет себе в голову, так как сокращаются не только транзитные деньги (их просто со временем не будет), но и резко возрастает в цене газ, который будет по реверсу страна получать из Европы — стоить-то он будет еще дороже, чем для европейских потребителей.
И чему в этой ситуации радуются Кулеба и Витренко, вообще не понятно. Хотя, возможно, они просто не просчитывают перспектив дальнейшей энергетической ситуации на Украине. То есть живут исключительно одним днем.