Лучше переговоры, чем перестрелка. Два компромисса Путина и Байдена и неопределенность Зеленского

Президент России Владимир Путин продолжил воспитание западных лидеров на предмет национальных интересов и безопасности своей страны. На этот раз под телефонный звонок попал премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, которому Путин тоже лично объяснил, что такое красные линии России, за которые она никому не советует заступать
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Воспитание Джонсона по Байдену

После Байдена Путин фактически и Джонсона призвал в кратчайшие сроки начать переговоры по выработке четких международно-правовых договоренностей, которые исключат любое дальнейшее расширение НАТО на восток. Точнее — на Украину, а с нею и на Грузию или на Молдову, которая тоже говорит, что она евроинтегрируется. Но главным образом речь идет об Украине, которая в милитаристском угаре не устает повторять, что уже восьмой год подряд ведет войну с Россией и по этому поводу требует вооружить ее до зубов и помочь военным путем усмирить две самопровозглашенные республики в Донбассе — ДНР и ЛНР.

Владимир Скачко: кто онИзвестный украинский журналист, публицист, политический аналитик

Вот Путин и рассказал Джонсону о необходимости начать диалог на тему недопустимости размещения угрожающих России вооружений на территориях сопредельных государств, в первую очередь на Украине. При этом российский президент пообещал, что российская сторона представит проекты документов, регламентирующих все эти вопросы. Как ранее, 7 декабря 2021 года, пообещал тоже самое президенту США Джо Байдену во время их личного видеосаммита, информационно-политические круги которого до сих пор расходятся по планете и завоевывают умы политиков. С трудом, но завоевывают и заставляют задуматься о новой геополитической реальности, в которой нужно привыкать жить.

Компромисс № 1 и «Газпром»

В Европе эту реальность определяют два компромисса, контуры которых с каждым дне вырисовываются все четче. Первый заключается в том, что Путин и Байден достигли договоренности о некоей передышке в двухсторонней конфронтации и сделали по шагу назад от опасной черты летального противостояния, грозящего Третьем мировой войной. Ядерной, к тому же.

Сегодня уже очевидно, что вся нынешняя информационно-пропагандистская возня и шумиха — это всего лишь ширма над тем, что по итогам саммита Путин — Байден выиграли обе стороны. Так как на данном этапе каждая из них получила свое, притом то, что ей сейчас нужнее всего. Байден теперь может всем говорить и говорит, что ни на йоту не уступил Путину и своей твердой позицией предотвратил вторжение России в Украину. При этом президент США сохранил и европейских союзников по НАТО, главным из которых являются Германия и Франция, которые теперь будут выяснять, кто из них главнее в Европе, между собой и с другими членами Альянса.

Байден рассказал, куда отправит войска в случае «вторжения» РоссииПрезидент США Джо Байден заявил, что планов отправлять войска на Украину никогда не было, передает 12 декабря РИА Новости

Но при этом Байден фактически оставил Германии газопровод «Северный поток — 2» («СП-2»), который превращает ее в главную по газу на континенте. И с этим не согласны ни в Париже, ни в других европейских столицах, но они вынуждены либо согласиться с этим, либо бороться уже с Германией. А все вместе они по-прежнему будут находиться под американским ядерным зонтиком — гарантией их безопасности, как они думают.

Россия же тоже не внакладе. Она получила «СП-2» и (это самое главное!) получила начало диалога и, возможно даже, переговоров о нерасширении НАТО на восток. Более того, даже «СП-2» уже не так важен для России, потому что эпопея с его строительством и запуском в работу вызвала такое повышение цен на российский газ, что «Газпром» уже фактически отбил затраты на постройку «трубы». Федеральная таможенная служба (ФТС) России сообщила, что доходы «Газпрома» от экспорта трубопроводного газа в январе-октябре 2021 года выросли в годовом выражении вдвое до 39,6 млрд. долл. Это раза в три больше затрат на «СП-2». А все потому, что экспортная цена газа в октябре увеличилась на 44% к сентябрю — до 443,6 долл. за тысячу кубометров.

Утешительна и другая динамика: физический объем экспорта газа в январе-октябре вырос на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — до 171,5 миллиарда кубометров. И хотя экспорт в октябре 2021-го сократился на 9,3% (до 13,9 млрд. кубов в месяц), рост экспортной цены компенсировал эту динамику. В итоге доходы компании от экспорта газа увеличились почти на треть по сравнению с сентябрем, до 6,17 млрд. долл. И по сравнению с октябрем 2020 года доходы «Газпрома» увеличились в 2,4 раза, а объем экспорта снизился на 22,3%. Цена в сентябре составляла 308 долл., а годом ранее в октябре — 145,4 долл. Согласитесь, буквально духоподъемная магия цифр.

Сергей Марков: Затеяв провокацию с эсминцем, Джонсон решил свою основную задачуУкраинские элиты после инцидента с британским эсминцем Defender будут заявлять об их поддержке со стороны Запада, но в реальности ни о какой поддержке говорить не приходится, считает директор Института политических исследований Сергей Марков

НАТО на замке

Главное же, чего добилась Россия, — это, повторяю, начало переговорного процесса о нерасширении НАТО на восток и само это нерасширение. Причем именно Россия предлагает условия компромисса. Москва просит юридически обязывающий документ о нерасширении НАТО. Для Альянса и для всего коллективного Запада это потеря лица, и они, разумеется, против. «Только Украина, ее народ и страны — члены НАТО будут решать, что делать с украинским членством» — не устают повторять на Западе, от Байдена до генсека НАТО Йенса Столтенберга.

И Россия в этих условиях предлагает компромиссное условие переговоров на эту тему, начать которые Байден фактически уболтал страны НАТО.

Буквально несколько дней назад из Москвы поступило «Заявление МИД России о диалоге с США и другими странами Запада относительно выработки гарантий безопасности». И в документе четко сказано: «…Утверждается, что вопрос о гипотетическом членстве Украины в НАТО касается исключительно Киева и Альянса, и никто не должен в этот процесс вмешиваться. Напомним, однако, что помимо Вашингтонского договора у стран НАТО есть и обязательства в отношении неделимости безопасности в Евроатлантике, на всем пространстве ОБСЕ… В коренных интересах европейской безопасности необходимо официально дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что "Украина и Грузия станут членами НАТО", как противоречащее обязательству лидеров всех государств — участников ОБСЕ — "не укреплять свою безопасность за счет безопасности других"».

И с этой уступкой Альянс вряд ли согласится, но переговоры начнутся. НАТО будет повторять, что ее двери открыты, но не будет принимать Украину, которая будут по-прежнему стремиться, но ломиться в открытую дверь. А Россия получит на время переговоров фактическое нераспространение Альянса в Украину и снижение военной конфронтации в регионе.

Путин обсудил с Джонсоном Украину и проблему расширения НАТОПрезидент России Владимир Путин провел телефонный разговор с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном. Об этом сообщается на сайте Кремля 13 декабря

А не сдюжит НАТО с переговорами, то стороны останутся при своих. Путин уже заявил, что если НАТО начнет усиливаться на границах с Россией, то она ответит тем же, вплоть до размещения российских ракет, направленных против НАТО уже сейчас. А замглавы МИД России Сергей Рябков буквально на днях уточнил: «Отсутствие прогресса в направлении политико-дипломатического решения этой проблемы приведет к тому, что наш ответ будет военным и военно-техническим. То есть это будет конфронтация, это будет следующий виток, это будет появление таких средств с нашей стороны. Сейчас их нет, у нас действует односторонний мораторий, мы призываем к этому мораторию присоединиться НАТО и США. Заверения… о том, что у НАТО нет намерений размещать такие средства в ядерном оснащении, нас ни в чем не убеждают… К НАТО как альянсу доверия нет в принципе».

А обострение конфронтации сегодня объективно не нужно ни России, ни США ни тем более НАТО.

Компромисс № 2

Второй компромисс — это замирение в Донбассе, гражданская война в котором и стала поводом для нынешнего обострения отношений и привела к острому кризису. И Байден, и за ним весь коллективный Запад уже согласились и послали Украине главный сигнал: решать проблему гражданской войны на ее юго-востоке в «нормандском формате» путем выполнения «Минских соглашений — 2» («Минска-2»). И Россия с этим согласна. Точка. И этот компромисс был достигнут еще в феврале 2015 года, когда Совбез ООН утвердил «Минск-2» единственным документом о мире.

Но изначально возникли две проблемы, которые со временем только усугубились и обострились. Первая: объективно «Миск-2» выгоден только России, потому что переформатирует Украину в федеративное государство, которое может вернуть себе внеблоковый нейтральный статус и не стать полигоном и плацдармом НАТО в пику России. И Украина со стоящим за ее спиной коллективным Западом сделали и делают все, чтобы торпедировать «Минск-2». Для этого они сейчас и объявили Россию не гарантом документа (как Франция и Германия в «нормандском формате»), а стороной конфликта, которая-де и должна выполнять «Минск-2» и, типа, «уйти из Украины».

Вторая причина: республики Донбасса — ЛДНР — оказались на геополитической растяжке. С одной стороны, «Минск-2» им не выгоден, потому что предусматривает возвращение в Украину, а следовательно, не позволяет интегрироваться в Россию, что является целью обеих республик. С другой — ЛДНР уже фактически начали эту интеграцию в Россию. Особенно когда Москва начала выдавать гражданство жителям ЛДНР, а потом Путин своим указом уравнял товары из республик с российскими, подключил их к российскому госзаказу и открыл для них российские рынки.

Больше половины опрошенных на Украине призвали изменить Минские соглашенияСогласно декабрьскому опросу социологической группы «Рейтинг», 54% украинцев считают, что Минские соглашения нужно пересмотреть и подписать новые. Результаты опроса опубликованы 10 декабря на сайте организации

И сейчас все ждут, что будут делать США после саммита Путин — Байден и что будет с «Минском-2» — согласятся пятыми войти в «нормандский формат» США или будут вести переговоры только с Россией по Донбассу по отдельном треку. В США прекрасно понимают, что если они непосредственно ввяжутся в процесс, то тут же подвергнутся обвинениям, что они — сторона конфликта, как это есть сейчас с Россией. Следовательно, провал переговоров по Донбассу в пользу России — это еще одно геополитическое поражение, которое повиснет на имидже США. Это им однозначно не нужно. Значит, американцы продолжат влиять на ситуацию в Донбассе в тихушном, закулисном режиме, как сейчас.

Проблемный «норманди»

Все это и делает компромисс на основе мира в Донбассе хрупким и шатким. Но сейчас он есть — на основе призывов тоже к переговорам в «нормандском формате». Но и здесь все зависит от России, которая согласна на такие переговоры только при условии: а) выполнения Украиной всех обязательств, взятых на подобном мероприятии в декабре 2019 года; б) предварительном согласовании всеми «нормандцами» итогового документа с новыми обязательствами по достижению мира.

Кроме того, есть непонятная позиция президента Зеленского, который собирается говорить о «нормандском формате» (в его представлении, «норманди») уже 15 декабря сего года на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе с президентом Франции Эмманюэлем Макроном (благо дело — он не против и тоже этого вроде бы хочет) и новым канцлером Германии Олафом Шольцем.

Эксперт ответил, сможет ли Шольц заключить союз между Россией и ЕвропойНовый канцлер Германии Олаф Шольц - прагматик, и будет вынужден лавировать в антироссийской повестке, защищая «Северный поток-2», рассказал в интервью Украина.ру обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов

Президент Зеленский, похоже, надеется создать некое «трио новых» против одного «старого». Ведь из тех, кто 6 июня 2014 года создал «нормандскую четверку», в должности остался только президент России Владимир Путин. Петр Порошенко (Украина), Франсуа Олланд (Франция), а теперь вот и Ангела Меркель (Германия) ушли на политический покой. Нет никого и из тех, кто 12 февраля 2015 года подписывал «Минск-2». И теперь, не исключено, Зеленский хочет мобилизовать таких же, как и он, «новобранцев» на совместное давление на «старика» Путина с целью склонить его к переписыванию и коррекции «Минска-2» так, как хочется Украине. Дескать, мы же новые в этом процессе и «Минск-2» никто из нас не подписывал в старых условиях, давайте теперь обновим. И Франция и Германия могут с ним согласиться. Но вот беда: Путин против, а это, согласитесь, весомо. Ведь «нормандский формат», как и «Минск-2» можно изменить ТОЛЬКО с согласия всех сторон его подписавших. То есть если Путин и Россия против, ничего изменить уже нельзя.

Резюме поневоле

И уже сегодня очевиден позитив от достигнутых компромиссов. Они, конечно же, могут быть в любую минуту разрушены, а их участники отброшены к еще более жесткой конфронтации, но сегодня даже предварительные договоренности уже стабилизируют ситуацию. Даже Зеленский заговорил о референдуме о судьбе Донбасса и опять запросился на личную встречу с Путиным. То есть даже он понимает то, что другие отлично знают: лучше переговариваться, чем перестреливаться.

Рекомендуем