Деньги из воздуха. Как Порошенко и Тимошенко зарабатывают на Украине

Киевская городская прокуратура просит суд взыскать более 180 миллионов гривен или около полумиллиарда рублей с подрядчика строительства метро в Киеве. Причина - использование аванса не по назначению. Какие схемы обогащения могут скрывать подобные нарушения, рассказывает Украина.ру
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Как сообщила во вторник, 23 ноября, пресс-служба Киевской городской прокуратуры, подрядчик строительства двух станций метро и вилочного ответвления на участке Сырецко-Печерской линии метро часть аванса решил пустить в рост. А именно — разместил более 1,5 миллиарда гривен (около 4,16 миллиарда рублей — Ред.) на депозитных счетах в одном из банков. В результате за 2019 годы компания получила собственный доход на сумму 139,1 миллиона гривен (около 386 миллионов рублей — Ред.).

Поедут не все. Почему в Киеве дорожает транспортВо вторник, 16 ноября, Киевская городская государственная администрация сообщила о подорожании проезда в столичном транспорте. С 1 января стоимость проезда вырастет более чем в два раза. Затронет подорожание и маршрутки. Новости о подорожании разозлили киевлян

«Реагируя на выявленное нарушение, Киевской городской прокуратурой предъявлен иск в Хозяйственный суд города Киева в интересах государства в лице Киевского городского совета, КП «Киевский метрополитен» о взыскании с подрядчика денежных средств в сумме 139,1 миллиона гривен (около 386 миллионов рублей — Ред.), которые им получены за счет начисления процентов на бюджетные средства, а также 44,4 миллиона гривен (около 123 миллионов рублей — Ред.) процентов за безосновательное хранение и использование бюджетными средствами», — сообщили в прокуратуре.

По сути, подрядчик решил создать «деньги из воздуха» — дело, весьма популярное среди украинских политиков.

Милостью Нацбанка и собственной наглости

В четверг, 18 ноября, украинский экономист Алексей Комаха рассказал, как преумножает свое состояние пятый президент Украины Петр Порошенко.

«Активы Международного инвестиционного банка (МИБ) экс-президента Петра Порошенко за 10 месяцев 2021 г взлетели с 2,9 до 4,6 миллиарда гривен (приблизительно с 8 миллиарда рублей до 12,8 миллиарда рублей — Ред.). В основном за счет льготных кредитов рефинанса НБУ под 6,5-7,5 процента годовых», — отметил Комаха.

По его словам, общий долг МИБ перед Нацбанком по кредитам рефинансирования составил 835 миллионов гривен (свыше 2,3 миллиарда рублей — Ред.).

«Банк не занимается кредитованием экономики и физлиц. Деньги НБУ банк Порошенко инвестирует в основном в госбумаги под 13-18 процентов годовых. То есть фактически сидит на пирамиде ОВГЗ за счет налогоплательщиков. Вложения МИБ в госбумаги на 1 октября составили почти 1,5 миллиарда (свыше 4,1 миллиарда рублей — Ред.). Похоже, глава НБУ Кирилл Шевченко думает что Петр Алексеевич все еще имеет шансы стать президентом второй раз, поэтому, наверное, и выдает его банку щедрые кредиты», — отметил Комаха.

Гетман гетману глаз не выклюет. Но это не точноБывший украинский президент процветает при новой власти

Главный редактор одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев слегка подкорректировал данные Комахи.

«Петр Алексеевич Порошенко через свой банк берет кредиты рефинансирования НБУ под 8,5 процента годовых. Только в 2021 году он получил таких кредитов по крайней мере на 1,1 миллиарда гривен (около 3 миллиардов гривен — Ред.)(согласно отчету НБУ). Далее, Петр наш Алексеевич Порошенко через свой банк МИБ покупает государственные облигации с доходностью 13-14 процентов годовых (про 15-18 процентов это немного устаревшие данные). Далее государство гасит Петру нашему Алексеевичу облигации, Петр Алексеевич гасит кредит, в сухом остатке кладя себе в карман честные 4-5 процентов годовых из воздуха, что на суммах порядка миллиарда гривен составляет 40-50 миллионов гривен (около 111-139 миллионов рублей — Ред.) чистыми», — указал Ткачев.

Он подчеркнул, что таким образом не делая ничего полезного для страны, а попросту прокручивая деньги украинских налогоплательщиков, Порошенко увеличивает свое состояние.

Но как оказалось, такой схемой пользуется не только Порошенко, но и его заклятая противница — лидер «Батьківщины» Юлия Тимошенко.

«Мелкий моечный «Укрбудинвестбанк» зятя Юлии Тимошенко Артура Чечеткина вложил 1 миллиарда гривен (около 2,8 миллиарда рублей — Ред.) в гособлигации под 13-18% годовых. Деньги банк взял в основном у главы НБУ Кирилла Шевченко, то есть из карманов налогоплательщиков. Нацбанк выдал этому банку 700 млн грн. (около 1,9 млрд руб. — Ред.) рефинанса под 6,5-7,5 процента годовых. Умеет Юля зарабатывать в любой ситуации», — сообщил экономист Комаха 24 ноября.

В общем, при помощи незамысловатой схемы украинские политики обогащаются. И схема эта сомнительна прежде всего с этической точки зрения, ведь и Порошенко и Тимошенко по сути наживаются на рядовых украинцах.

Сами по себе государственные облигации не плохи. И если покупать их на свои деньги, они могут стать хорошей инвестицией.

«Если у человека есть 10 миллионов руб. <…> я бы взяла на первоначальный взнос [за ипотеку], а на оставшиеся купила бы облигации российские с 10 процентов купоном и взяла бы ипотеку под 6 процентов на стройку и у тебя получилась бы двойная доходность», — поясняла в апреле 2021 года в интервью Антону Красовскому руководитель агентства недвижимости Upright Estate Яна Мандрыкина.

Но проблема с Порошенко и с Тимошенко в том, что они брали деньги на покупку облигаций у Нацбанка. То есть фактически они богатели за счет государственных денег.

Что же касается подрядчика, так и не построившего метро, то его поведение ещё непригляднее. Ведь речь не только о народных деньгах. Метро на Виноградарь — это болезненная тема для Киева.

Маршрутки в помощь

То, что подрядчик разместил часть аванса в банке под проценты означает, что для него было бы выгодно, чтобы деньги как можно дольше лежали на депозите нетронутыми. А это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если работы по строительству метро будут вестись крайне медленно.

В сообщении Киевской городской прокуратуры подрядчик не называется. Однако скорее всего речь идет об АО «Киевметрострой». Эта компания — генеральный подрядчик строительства метро на Виноградарь. В августе «Киевметрострой» попросил перенести срок окончания первой очереди строительства метро с 2021 на 2023 год. Хозяйственный суд Киева разрешил перенести срок до конца 2022 года.

«Даешь десятилетие без метро!» Киевлян опять обманулиОткрытие новых станций подземки переносится в Киеве минимум на два года

Почти за полтора года до этого — в феврале 2020 года — Служба безопасности Украины нагрянула в подразделения «Киевметростроя», а также коммунального предприятия «Киевский метрополитен» и «Укргазбанк» с обысками. Причина — история с депозитамм. Уже тогда в СБУ заявили о том, что выделенные на строительство Сырецко-Печерской линии бюджетные деньги были размещены на депозитах, что и позволило заинтересованным лицам получить по процентрам 139 млн грн.(около 386 млн руб. — Ред.).

В воскресенье, 21 ноября, на восьмую годовщину Евромайдана изначально и должна была быть открыта первая очередь строительства — новые станции «Мостицкая» и «Проспект Правды».

Этого так и не случилось. Теперь жители Виноградаря ждут конца 2022 года. Но, если строительство продолжится такими темпами и с такими «особенностями», то метро на Виноградарь не будет открыто и в следующем 2022-ом году.

Рекомендуем