Песков 17 ноября отверг влияние каких-либо политических факторов на приостановку сертификации «Северного потока — 2» немецким регулятором.
«Абсолютно нет. В данном случае действительно существуют определенные протоколы, существуют определенные нормы европейского законодательства на этот счет, и компания-оператор, собственно, готова выполнить все требования действующего законодательства с тем, чтобы как можно скорее уже запустить этот важный для всех проект», — сказал Песков.
Эти требования были озвучены днем ранее — создать дочернюю компанию на территории Германии, которой нужно передать активы и сотрудников, управляющих финальным 12-мильным отрезком «Северного потока — 2», находящимся под юрисдикцией ФРГ.
Выглядит простой формальностью, тем более что и в регуляторе, и в немецком правительстве заверили: приостановка сертификации не повлияет ни на энергобезопасность Германии, ни на общие сроки сертификации проекта.
Однако несмотря на эти заверения, рынки отреагировали на новость о приостановке сертификации крайне негативно.
В Европе стоимость декабрьских газовых фьючерсов 16 ноября выросла на 15% до $1100 за тысячу кубов и продолжила рост на следующий день до $1190 за тысячу кубометров на хабе TTF в Нидерландах.
Это повторило локальные рекорды 20 и 14 октября, хотя и не достигло абсолютного максимума в $1937 за тысячу кубометров, достигнутого 6 октября. Однако новые подобные «достижения» могут случиться совсем скоро.
Политическая подоплека: есть или нет
Поначалу сообщения о приостановке сертификации «Северного потока — 2» вызвали шок.
Тем более что они произошли на фоне обострения ситуации на польско-белорусской границе и спустя некоторое время после заявления президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что он может перекрыть трубопровод Ямал — Европа, проходящий по территории Белоруссии.
Эти факты только усиливают опасения игроков европейского энергорынка относительно судьбы «Северного потока — 2» и, как следствие, возможностей восполнить дефицит газа этой зимой.
Все эти негативные моменты, даже если это не более чем совпадения, учитываются игроками рынка. И даже позитивные новости о том, что Соединенные Штаты, ранее перенаправлявшие свой сжиженный природный газ (СПГ) на азиатский рынок, наращивают поставки газа в Европу, не изменила тренд.
Лучше поздно, чем никогда
Противодействие Соединенных Штатов «Северному потоку — 2» многие эксперты объясняли тем, что американцы хотят поставлять свой СПГ на европейский рынок.
Однако конкурировать по цене с трубопроводным газом СПГ не может в принципе из-за больших затрат на доставку газа, сжижение, поддержание его в сжиженном состоянии и регазификацию.
Поэтому, отмечали эксперты, США хотят не допустить постройки дополнительных трубопроводов, а контролируя Украину, они в любой момент могут перекрыть поставки по украинской ГТС и еще больше потеснить «Газпром».
Тем не менее когда в Европе возник дефицит газа и выросли цены, США не предприняли попыток увеличить свою долю на европейском рынке и даже существенно ее сократили.
Что самое забавное, именно российскую компанию, исправно выполняющую все свои контракты и поставляющую в ЕС газ в объемах, близких к рекордным, США до сих пор пытаются обвинить в европейском энергокризисе.
Но наконец Wall Street Journal сообщил, что американские «молекулы свободы» отправляются на помощь европейцам.
«Высокие цены на газ в Европе подстегнули рост цен и в Соединенных Штатах, заставляя экспортеров сжиженного природного газа отправлять рекордные объемы топлива через Атлантику», — пишет WSJ 16 ноября.
Почему же новости об этих поставках не охладили рынок? Потому, что они гораздо менее значительны, чем известия о приостановке сертификации «Северного потока — 2», отметил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью Украина.ру.
«Это менее яркая новость, наверное, поэтому трейдеры не отреагировали на нее», — сказал Юшков.
Он также отметил, что процесс увеличения поставок газа из США в Европу идет постепенно на протяжении октября-ноября, по мере того, как энергетический кризис в Китае начал идти на убыль.
Юшков также отметил, что США наращивают производство СПГ, однако большая часть газа все равно продолжает поступать в Азию и Южную Америку, а не в ЕС.
Энергетический коллапс
Тем временем в Европе всерьез высказываются опасения того, что из-за нехватки газа в этом экономически весьма развитом регионе могут начаться веерные отключения света.
«Совершенно честно, у нас нет сейчас достаточного количества газа и мы не запасаем его на зимний период. Так что это является серьезной проблемой, поскольку если зима в Европе окажется холодной, то на континенте могут начаться плановые отключения электричества», — сказал глава компании Trafigura Джереми Уир агентству Reuters.
«Газпром» все еще может спасти Европу от энергетического коллапса, однако для этого нужно оперативно ввести в эксплуатацию «Северный поток — 2» — более дешевый и экологичный маршрут поставок газа в Европу, чем украинская ГТС.
Однако европейские бюрократы, чья доля вины за энергокризис весьма велика — это их поспешные решения о переходе к «зеленой» энергетике снизили собственную добычу газа и стимулировали отказ от долгосрочных контрактов на закупку газа — не желают ускорить ввод в строй «Северного потока — 2» и даже создают препятствия этому процессу.
«Высокие цены на газ предполагают, что европейцы должны быть больше заинтересованы в запуске "Северного потока — 2", но мы видим, что европейская бюрократия и политизированность, которая в этом вопросе присутствует, нивелирует этот аспект», — отметил Игорь Юшков.
Выгодно ли это «Газпрому»?
Твердолобая приверженность евробюрократии идеологии спешного «зеленого перехода» вынуждает либо платить за газ втридорога, либо сидеть без тепла и света во время отопительного сезона.
Складывается впечатление, что Европа наказывает сама себя, а «Газпрому», для того чтобы наращивать прибыли, можно просто ничего не делать: стоимость газа на европейском рынке будет расти, и те, кто недавно радовался тому, что переписал долгосрочные контракты и добился корректировок стоимости газа в зависимости от биржевых котировок, будут переплачивать.
Однако не все так просто: сверхвысокие цены «убивают» спрос, и потребители, которые не подписали долгосрочные контракты с «Газпромом», просто не могут купить газ на спотовом рынке по текущим ценам.
«Многие просто закрывают свои предприятия, как производители азотных удобрений, для которых природный газ — это сырье. В сельском хозяйстве многие теплицы отапливаются газом — вот они тоже закрываются», — отмечает Юшков.
В том, что касается объемов потребления и долгосрочных перспектив, сверхвысокие цены, скорее, негативный для «Газпрома» фактор, считает эксперт.
Получается, что нынешняя Европа действует по детскому принципу «назло маме отморожу уши». И в данном случае это не просто речевой оборот, особенно если зима окажется холодной.