Зелёная энергетика: стартап уроженца Украины привлёк $62 миллиона, а в Германии делают авиатопливо… из воды

В Германии много лет тестируют технологии использования возобновляемых источников энергии для получения из обычной воды — методом электролиза — либо водорода, либо синтетического жидкого горючего
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Уроженец Украины хочет перевести 2200 самолётов на водородную тягу

Зелёная энергетика: Россия хочет достичь «углеродной нейтральности» до 2060 года, в Германии и Великобритании готовят автомобили на водородной тягеВ рамках целевого сценария достижения «углеродной нейтральности» станет возможным рост российской экономики при уменьшении выбросов парниковых газов. Россия будет опираться и на уникальный ресурс своих лесов
Стартап из Лос-Анджелеса Universal Hydrogen, разрабатывающий водородные технологии для самолетов, в октябре 2021 года успешно завершил очередной раунд привлечения инвестиций, получив 62 миллиона долларов США. Инвесторами стали, в частности, компании Tencent, GE Aviation, Toyota, JetBlue, Fortescue.

После этого раунда капитализация Universal Hydrogen выросла в 4 раза: с 55 до 262 миллионов долларов.

Основатель Universal Hydrogen — Павел Еременко, который родился в 1979 году во Львове, а в 13 лет вместе с родителями эмигрировал в США. Его отец — известный харьковский математик Александр Еременко, лауреат Премии Гумбольдта.

Павел Еременко — инженер в сфере аэронавтики и астронавтики, он получил профильное образование в Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. Ранее он работал в агентстве по оборонным технологиям Пентагона (DARPA), а также в компаниях Motorola и Google, где был директором по развитию технологий.

В мае 2015 года британская компания Juniper Research поместила Павла Еременко на седьмую позицию в рейтинге десяти самых влиятельных лидеров в мире технологий, при этом Илон Маск и Джеф Безос заняли восьмое и девятое места. В 2016 году Еременко занял должность гендиректора инновационного центра Airbus Group, но в сентябре 2020-го он объявил о создании собственного стартапа — Universal Hydrogen.

Компания Еременко разрабатывает проект, предполагающий создание водородно-электрической двигательной установки для самолетов, которую можно будет установить практически на любую модель летательного средства. Технологию планируют официально протестировать на самолете De Havilland Canada DHC8-Q300, также известном как Dash-8. Если все пойдет по плану, то он станет самым большим самолётом в мире на водородной тяге.

В то время как, к примеру, Airbus планирует сжигать водород в качестве топлива, Universal Hydrogen хочет разработать установку, вырабатывающую электричество из водородных топливных элементов и включающую электродвигатели Magnix. Планируется, что модифицированный Dash-8 сможет принять на борт 40 пассажиров вместо нынешних 56 — из-за больших водородных модулей, которые будут размещены в хвосте. Собственно, первым продуктом стартапа должны стать лёгкие модульные капсулы для «зелёного водорода» в самолетах, оснащённых соответствующими установками.

Ожидается, что дальность полёта транспортного средства от Universal Hydrogen составит около 740 километров. Компания утверждает, что в мире насчитывается 2200 самолетов, которые могут пройти модернизацию и перейти на водородную тягу. Павел Еременко надеется, что уже до 2025 года его продукт позволит широко использовать водородные топливные элементы на борту небольших региональных самолетов, перевозящих 40-60 человек.

«Зеленая дубина» в руках политиков. Чем потепление климата отличается от холодной войныЕсли глобальное потепление не остановить, то человечеству грозят невиданные ранее природные катаклизмы, однако некоторые страны лишь прикрываются заботой об окружающей среде для недобросовестной борьбы со своими конкурентами
В конечном итоге, рассчитывают в компании, её водородные капсулы будут доступны для самолетов разного размера — от воздушных такси вертикального взлета до дальнемагистральных самолетов. Чтобы запустить рынок капсул, Universal Hydrogen в сотрудничестве с компанией Plug Power разрабатывают собственный самолет на водородной тяге на 19 посадочных мест, способный совершать перелеты на расстояние до 1200 км.

Упомянутая Plug Power была одним из инвесторов, которые в апреле 2021 года обеспечили Universal Hydrogen 20,5 миллиона долларов инвестиций в рамках первого раунда их привлечения. Раунд возглавил венчурный фонд Playground Global с синдикатом инвесторов, куда также входили компании Fortescue Future Industries, Coatue, Global Founders Capital, Airbus Ventures, Toyota AI Ventures, Sojitz Corporation и Future Shape.

Павел Еременко считает, что водород — единственный реальный путь достичь задачи Парижского климатического соглашения, то есть сдержать глобальное повышение средней температуры на уровне не более 2°C по отношению к зафиксированным температурным показателям доиндустриального периода (до 1760 года). Для достижения этой цели в ЕС рассматривают масштабное производство «зелёного» водорода.

В частности, правительство Германии выделило 9 миллиардов евро на запуск национальной водородной промышленности — с целью стать мировым лидером в этой области.

Водород давно считают тем перспективным источником энергии для применения на железных дорогах, который поможет уменьшить выбросы вредных элементов в атмосферу. Так, начиная с 2018 года французская компания Alstom запустила «водородный» поезд Coradia iLint. А в авиационной отрасли, кроме Universal Hydrogen, ставку на водород делают компания ZeroAvia из Великобритании и упомянутая компания Airbus, которые уже разрабатывают самолеты на этом топливе.

В Германии начали производить авиатопливо путем электролиза воды

Провал встречи министров энергетики ЕС: что это значит для Европы и УкраиныЕвропа не смогла согласовать единый подход к преодолению энергетического кризиса, вызванного резким ростом стоимости ископаемых энергоносителей. Каждая страна ЕС будет спасаться самостоятельно, и это сулит неприятности Украине
В Германии снизить выбросы вредных веществ в авиации решили по-другому. Экологичное горючее для самолетов в этой стране получают методом электролиза воды, используя возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и соединяя выделяющийся водород с углекислым газом, который образуется при производстве биогаза. Перспективность такой технологии призвана доказать первая в мире установка по выпуску синтетического авиационного керосина в промышленных масштабах. Ее официальное открытие состоялось в октябре в городке Верльте на северо-западе Германии.

После выхода на проектную мощность в начале 2022 года созданная компанией Siemens Energy установка сможет выпускать одну тонну синтетического керосина в день. Первым покупателем нового топлива станет немецкая авиакомпания Lufthansa, которая будет использовать его при заправке своих грузовых самолетов в аэропорту Гамбурга. Авиакомпания обязалась в ближайшие пять лет ежегодно приобретать как минимум 25 000 литров «зелёного» топлива ради защиты климата.

При таких объемах новое предприятие, естественно, не составит конкуренцию нефтеперерабатывающим заводам — традиционным поставщикам топлива для воздушных перевозчиков. Но такая задача и не стоит, ведь проект реализует экологическая некоммерческая организация Atmosfair. Её цель — показать, что технология получения климатически нейтрального авиационного топлива реально существует, что производство синтетического керосина можно наращивать, снижая его пока еще очень высокую стоимость, и что Германия способна предложить соответствующее оборудование.

«Мы хотим сделать в Германии первый шаг, чтобы испробовать здесь эту технологию», — заявил глава Atmosfair Дитрих Брокхаген немецкому правительственному порталу Deutsche Welle.

«Для достижения нашей цели по ежегодному выпуску 200 000 тонн «зелёного» керосина до 2030 года производственные мощности придется существенно расширить», — подчеркнула в своем видеообращении к участникам торжественного пуска установки в Верльте Ангела Меркель.

«Если мы сейчас покажем, что эта технология работает, это создаст новые экспортные возможности для производителей промышленного оборудования», — заявила лично приехавшая на церемонию открытия установки министр охраны окружающей среды ФРГ Свенья Шульце.

В Германии уже полтора десятилетия разрабатывают и на многочисленных экспериментальных установках тестируют технологии использования ВИЭ, главным образом ветра, для получения из обычной воды (методом электролиза) либо водорода, либо синтетического жидкого горючего, — например, авиационного керосина. Эти технологии были названы, соответственно, Power to Gas (P2G) и Power to Liquid (PtL).

Правительство Германии предписало авиакомпаниям страны, что с 2026 года доля синтетического керосина в авиационном топливе должна составлять как минимум 0,5%. Это приблизительно 50 тысяч тонн, что в сто с лишним раз превышает мощности установки в Верльте. Так что у инвесторов есть стимул расширять производство, ведь сбыт продукции им практически гарантирован. А с 2030 года эта обязательная доля возрастет до 2%.

Водород высокой чистоты начали выпускать из биогаза в Австрии

Зеленая энергетика: в Москве хотят выпустить Aurus на водородной тяге, а в Японии проектируют огромные хранилища для сжиженного водородаГосударственный научный центр НАМИ ведет разработку модификации отечественного представительского автомобиля Aurus, работающего на водороде, который планируется запустить в серийное производство
Технологический университет города Грац (TU Graz) в Австрии и стартап Rouge H2 Engineering 4 ноября запустили производство «зелёного» водорода высокой чистоты из биогаза непосредственно на биогазовом заводе.

В университете считают, что «зелёный водород» пока не подходит для массового производства — в первую очередь потому, что для хранения и транспортировки больших количеств этого газа (сжатого или сжиженного) необходима дорогостоящая инфраструктура с высокими инвестиционными затратами. Поэтому для общенациональных поставок водорода его децентрализованное производство будет незаменимо в обозримом будущем, и в идеале оно будет климатически нейтральным, используя местные ВИЭ.

В 2020 году Институт химической инженерии и экологических технологий Технического университета Граца под руководством инженера-технолога Виктора Хакера совместно с Rouge H2 Engineering представили устойчивый процесс децентрализованного производства водорода. Результатом исследований стало создание компактной установки, которая может производить водород из биогаза, биомассы или природного газа.

Этим летом Rouge H2 Engineering и TU Graz построили демонстрационную установку на территории биогазового завода компании Ökostrom Mureck в городе Мурек (Южная Штирия). Установка мощностью 10 кВт потребляет около 1% потока биогаза (примерно 30 литров в минуту) и смешивает его с паром. Смесь поступает в реактор установки, и в конце производственного цикла выделяется водород с уровнем чистоты 99,998%.

«Если бы вместо 1% мы направили весь поток биогаза с завода в Муреке (около 48 кубометров в час) через более мощную установку, мы бы смогли производить 3МВт водорода, — цитирует руководителя проекта Rouge H2 Гернота Войтича портал World-Energy. — Это означает, что теперь технология готова к коммерческому использованию. Мы можем децентрализовано производить водород из биогаза в больших масштабах. Всё, что для этого нужно, — это немного места для нашей установки. Поэтому мы готовы немедленно выполнить соответствующие заказы компаний биогазовой промышленности».

 

 

Рекомендуем