Бельмондо был любимцем советских школьников и романтичных русских женщин

В понедельник, 6 сентября, из Франции пришла трагическая новость - на 89-ом году жизни скончался актер Жан-Поль Бельмондо. За двадцать лет до этого он перенес инсульт, что привело к завершению его кинематографической и театральной карьеры, хотя он и снялся еще в нескольких фильмах после этого
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Бельмондо — это целая эпоха во французском кинематографе второй половины XX века. При этом он обрел популярность и зрительскую любовь не только у себя на родине и в Европе, но и стал одним из самых любимых и уважаемых французских актеров в СССР.

В моем советском детстве я совершенно ничего не слышал о фильме 1959 года — «На последнем дыхании» — классика французской новой волны Жан-Люка Годара, который принес Бельмондо всемирную славу. Этот фильм мы, советские граждане, в своем большинстве, увы, увидели и смогли оценить только в позднюю Перестройку и в начале 90-х.

Для нас, молодых людей, детство и юность которых пришлась на вторую половину 70-х и первую половину 80-х, Бельмондо — это, прежде всего, герой-любовник и супермен (то ли полицейский комиссар, то ли частный детектив, то ли криминальная персона — аферист или грабитель банков) из легких французских комедийных или приключенческо-детективных фильмов — «Игра в четыре руки», «Чудовище», «Кто есть кто», «Частный детектив», «Профессионал», «Вне закона», «Ограбление», «Повторный брак», «Великолепный», «Неисправимый». Они были сняты в 70-х и 80-х годах.

Яйца динозавра, уши КГБ и Аллея Бельмондо: странные памятники ХарьковаПамятники Харькова – одна из его визитных карточек. Туристу точно покажут памятник Победы («Стеклянную статую»), памятник Тарасу Шевченко или монумент основателям Харькова. Но первая столица Украины богата другими, менее известными, но очень интересными памятниками

Из его фильмов 60-х советским пацанам нравились приключенческая драма из времен XVIII века — «Картуш», в которой он сыграл благородного парижского вора Картуша, и «Человек из Рио», где герой Бельмондо в поисках своей похищенной невесты перемещается из Франции в Бразилию, где дерется на фоне  строящейся  великим архитектором Оскаром Нимейером новой столицы самой большой страны Латинской Америки.

СССР для советской молодежи в ту эпоху представлял из себя нечто унылое, скучное и неинтересное. Легкие французские фильмы, в которых главные роли играли Бельмондо, Ален Делон и Пьер Ришар, скрашивали наше скучное существование. На каждый фильм с этими актерами с великолепным советским дубляжом (Бельмондо говорил с экранов голосами Караченцова, Белявского, Юрского, Демьяненко), мы могли ходить по три-четыре раза — билет стоил недорого.

Если Делон был красавцем, то некрасивый Бельмондо всех брал своим мужским обаянием, комедийным талантом, легкостью и маскулинностью. Он был всегда интересен. Ему хотелось подражать. Все или почти все женщины СССР были в него влюблены.

Мы на переменах в школе всегда обсуждали самые интересные фрагменты из фильмов с его участием. Это, как правило, были какие-то запоминающиеся фразы. Например, в «Игре в четыре» руки красивая любовница его героя, стоя в одном белье в номере венецианской гостиницы, сбрасывает скатерть вместе с ужином со стола. «Ты должен немедленно заняться со мной любовью на этом столе, или я уйду!», — требует она от Бельмондо. На что последний иронично отвечает ей: «А почему не на лыжах или стоя в гамаке?».

Или, когда в «Кто есть кто», играя дивизионного комиссара Боровица, который выдавал себя за сумасшедшего бандита, он звонит марсельскому мафиози по телефону: «Если ты хочешь помолиться, составить завещание или произнести историческую фразу, поспеши — через 15 минут в твоем кабинете рванет бомба!». Мафиозо в ужасе бежит со своими приближенными из комнаты, и через несколько минут действительно следует взрыв.

Бельмондо метко стрелял из пистолета, соблазнял и занимался любовью с красивыми женщинами, ярко и смешно шутил, мастерски без дублера-каскадера лично выполнял все сложные трюки, смачно колотил кулаками и ногами отрицательных героев, спасал униженных и оскорбленных. Фильм с его участием всегда был обречен на успех. Он был примером для советских школьников, которые стремились ко всему честному и благородному.

Даже в 90-е, когда Бельмондо поседел и постарел, он не утратил своего обаяния — «Один шанс на двоих», в котором он играет вместе с Аленом Делоном и Ванессой Паради, смотрится не меньшим интересом, чем его прежние криминальные драмы.

Но не стоит думать, что Бельмондо играл только в «легкомысленных» фильмах. Он снимался и у серьезных режиссеров. Не только у Годара (помимо «Дыхания…» — в «Женщина есть женщина»), но и у других представителей французской новой волны и других серьезных французских режиссеров: у Жан-Пьера Мельвиля («Леон Морель, священник», «Стукач», «Старший Фершо»), у Клода Шаброля («Доктор Пополь»), у Франсуа Трюффо («Сирена с «Миссисипи»), у Алена Рене («Стависки»).

Что можно посоветовать поклонникам Бельмондо в этот день, чтобы отдать дань памяти великого актера? Просто посмотреть сегодняшним вечером два-три его фильма, снова восхитившись его феерической игрой, и посмеявшись его шуткам.

 

Рекомендуем