Зрел заговор, надо заметить, как-то коряво и неубедительно — опыт в такого рода делах в Стране Советов не был наработан. Данный исторический момент крайне не характерен для советской истории. Он уникален.
И действительно, в 1993 году на экраны вышел фильм «Серые волки». Он повествовал как раз о том, как снимали с поста Генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева. То есть развалины СССР были еще тепленькими, а деятели искусств вдруг оказались удивительно смелыми: бичевали советскую систему с присвистом и гиканьем. Работа режиссера Игоря Гостева в этом смысле — классическое произведение своего времени.
С одной стороны, группа талантливых актеров без малого два часа изображает перед зрителем видных партийных и государственных деятелей, но с другой — итоговое ощущение гадкое.
Можно, конечно, частично списать негатив на грим, несовершенный и даже карикатурный. Когда смотришь на длинный нос, приделанныйЛьву Дурову, чтобы тот смахивал на Анастаса Микояна, гротескные кудлатые брови Александра Белявского, исполняющего роль Брежнева (в образе Фокса он был куда убедительней), и особенно на главного героя, схожего на нечто среднее между Абажем из "Королевства кривых зеркал" и членом семейки Адамсов (а ведь под маской сидел великий Ролан Быков), не знаешь, смеяться или тужить.
Разве что Богдан Ступка в роли шефа КГБ Семичастного не оставляет простора для трактовок. Да, это именно Богдан Ступка, и как раз в роли Семичастного.
Никита Хрущев предстает в образе хрестоматийного лубочного мужичка, который, правда, не только хамоват, но и хитер, и безжалостен, когда посягают на его делянку. Но где-то в глубине души он, развенчивая культ личности Сталина, сам мыслит, что если вдруг что-то не по его задумке пойдет, то он всегда может включить режим «усатого» и загнать всех под лавку.
Принципиальная ошибка! Для культа личности необходим не только культ, но и собственно личность. А против Сталина Хрущев был хлипок, так еще и не державник, а так — не пойми что. В принципе в том, что партийная элита решила его убрать, была настоятельная необходимость.
Словом, почти все персонажи в фильме насквозь порочны и беспринципны. Если у кого и есть совесть, так это исключительно у безумцев храбрых, которые суют свои наивные конечности в жернова истории. Никакого коренного перелома внести они не могут, так еще и гибнут в 10 случаях из 10.
В «Серых волках» таких типажей несколько, но главный — принципиальный капитан КГБ Сорокин, разумеется, сын репрессированного красного командира (Александр Мохов). Он добывает доказательства готовящегося заговора, уходит от погони, причем не куда-то там, а улетает в Мариуполь.
Забавный момент, кстати, такого города при Хрущеве никак не могло быть, на его месте раскинул свои комбинаты Жданов — чугунное Сан-Ремо Советского Союза. Это не единственный ляп в фильме. Скажем, сын Хрущева ездит на «Волге», ГАЗ-24, которая впервые сошла с конвейера через три года после отставки Никиты Сергеевича. А сам генсек слушает магнитофон «Маяк-202», которые начали делать в Киеве в 1974 году. Напрашивается вывод: у партийной верхушки была машина времени, и потому товары народного потребления запросто доставлялись из будущего.
Но вернемся к Сорокину. Из Мариуполя-Жданова он, надо понимать, перебрался на черноморское побережье Кавказа, поближе к Пицунде, где провел свой последний отпуск Хрущев. Поскольку офицеру грозила смертельная опасность, он ничего остроумней не придумал, как найти свою симпатию Марину (сыграла Александра Захарова) и втянуть ее в фатальные неприятности. И вот тут наступило время сыграть свою роль настоящему Мариуполю, где снят ряд эпизодов, в том числе сцены любовной страсти на песчаном пляже.
Сорокина в конце концов убили. Причем использовали при этом аквалангистов, боевых ныряльщиков, что страшно логично. Это же самый легкий способ… К слову, отряд боевых ныряльщиков в составе подразделений КГБ появился в 1968-м. Тоже гости из будущего.
Досвадебную любовь честного, но обреченного офицера взорвали вместе с автомобилем «Москвич». Хрущева, кто бы мог подумать, все же сдвинули с трона. Воображаю, если бы он поднял войска Киевского военного округа и двинулся на Москву. Вот это был бы сильный сюжет, да!
Здесь, на кавказском, а на самом деле азовском, побережье, Захарова блеснула всеми своими дарованиями. Был крупняк топлес плюс еще чуть-чуть в палатке и совсем нагая, в смысле без намека на исподнее даже, пробежка по кромке прибоя.
Зачем? Для пущего драматизма, конечно. И потом не забывайте: начало 1990-х — свобода случилась бескрайняя. Каждый получил законное право рассматривать голую Захарову как минимум на экране.