Скандальные уроки. Украина ужаснулась, узнав, как и чему учат в школе

Трансляция видеоуроков во время карантина на украинских телеканалах сыграла очень важную роль – родители, в кои-то веки, узнали, чему и как учат их детей. И ужаснулись
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Из украинских видеоуроков они узнали, что:

— 30-2=18;

— Киевский университет в 1835 году основал Николай II, родившийся в 1868 году;

— Россия в XIX веке захватила Болгарию;

— Иван Грозный воевал с «Ливанским» орденом;

— Австралию омывает Атлантический океан;

— в Антарктиде водятся белые медведи…

Порошенко и Парубию предложили вести онлайн-уроки во время карантинаСопредседатель фракции «Европейская солидарность» Ирина Геращенко считает, что экс-спикер Верховной Рады Андрей Парубий мог бы вести уроки истории по онлайн-телевидению в условиях карантина, а депутаты Петр Порошенко и Алексей Гончаркенко – английский и французский соответственно. Об этом 8 апреля она написала на своей странице в Facebook

Естественно, такая масса ошибок привлекла пристальное внимание к содержанию уроков. Поинтересовались ими и мы.

Для примера возьмём урок по истории Украины для 5 класса, который проводит учитель-методист (фамилию называть не будем — в конце концов, женщина ни в чём не виновата, а её и так всюду обсуждают).

Урок под названием «Бурный XX век» посвящён событиям украинской революции и Голодомору.

Понятно, что в этой теме присутствует лошадиная доза официальной государственной идеологии (которой на Украине юридически нет — запрещено Конституцией) со всеми характерными её чертами — отсутствием связи с реальной историей и элементарной логики.

Вот, например, учитель цитирует «Николая II» (на самом деле, конечно, Николая I), о том, что Киевский университет должен продвигать русскую культуру. По скорбному лику преподавателя было понятно, что это очень плохо. Ведь Киевский университет должен продвигать украинскую культуру, разве не понятно?

Нет, не понятно. В 1835 году никакой высокой, городской украинской культуры, которую можно было бы продвигать через университет, просто не существовало. Тарас Шевченко был ещё крепостным и учился у «разных живописных дел цехового мастера» Василия Ширяева. Существовала народная культура. Но её продвигать необходимости не было — сама продвигалась. Её надо было изучать, и её изучали. Да и вообще Николай I ни о какой украинской культуре не знал — была культура малороссийская, являвшаяся частью культуры российской.

Так о чём же говорил император? Тут надо помнить, что почти весь образованный класс на Украине с XVI-XVII веков был польским или полонизированным. Киевский университет должен был противодействовать именно польскому культурному влиянию, и в этом смысле Николай I проводил политику вполне проукраинскую.

Правда, украинские «патриоты» сами для себя никак решить не могут — для них Богдан Хмельницкий предатель, который отвратил нацию от евроинтеграционного пути, или всё же герой, который начал борьбу с поляками задолго до Степана Бандеры?

Или вот другое типичное утверждение — украинская национальная революция потерпела поражение. А почему потерпела-то?

Нет, если считать, что украинская революция сводится к персональной судьбе Симона Петлюры, тогда да — и правда поражение. Хотя другие деятели украинской революции вполне в новую власть вписались. Михаил Грушевский стал советским академиком, а Владимир Винниченко имел все шансы возглавить Совнарком УССР и закончить жизнь в расстрельном подвале НКВД, но Бог уберёг. У них, видимо, было какое-то другое мнение о результатах украинской революции.

Вообще же итогом украинской революции стало создание украинского государства — УССР. Правда, украинские патриоты её не признают — по их мнению, «украинским государством» может считаться только то образование, которое напрямую управляется из Берлина или Вашингтона…

Скубченко: Грантоеды и порохоботы вынудили Зеленского играть по своим правиламОбщественный деятель, глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко на своей странице в соцсети Facebook подчеркнул, что нерешительная реакция президента Зеленского на обвинения в адрес главы его офиса Андрея Ермака демонстрирует его неспособность противостоять политическим противникам

Впрочем, это всё мелочные придирки, не имеющие отношения к существу вопроса. В конце концов, публичная история всегда была идеологией, обращённой в прошлое (примерно так сказал лидер марксисткой исторической школы в 1920-х годах Михаил Покровский). Повелось это со времён Нестора, который рассказывал об освящении места будущего Киева Андреем Первозванным в рамках спора с Новгородом о первенстве на русских землях (в конце концов, как мы знаем, этот спор выиграла Москва, вообще в нём не участвовавшая).

В общем, логично, что учитель истории выдаёт идеологию.

Но ведь урок совершенно беспомощен и с методической точки зрения!

Начнём с простого. Если учитель говорит детям что-то нарисовать, он должен подойти к доске и нарисовать сам, а не объяснять на пальцах — это аксиома.

Вообще по существующей методике урок истории в украинской школе начинается с того, что дети рисуют «линию времени». Если бы учитель просто сказал — давайте нарисуем «линию времени» (а урок явно не первый в году, что это такое, дети знают), к ней вопросов не было бы. Но она начала разъяснять на пальцах…

Дальше. Методически немного неправильно спрашивать у пятиклассников, какого цвета синий цвет и в каком веке произошли события XX века. Это уже не урок, а какой-то тест на дальтонизм и идиотизм. Не будем развивать эту тему, потому что дойдём до оскорблений.

Разумеется, трактовка картины Бориса Кустодиева «Большевик» с той точки зрения, что показан некто, не считающийся с мнением других людей, вызывает недоумение. Но тут как раз ничего особенного нет.

С одной стороны, речь идёт о художественном произведении, не предполагающем однозначной трактовки (в том числе — однозначно положительной).

С другой стороны, автору этой статьи его сверстник из США в начале 90-х рассказывал, что в школе ему объясняли: серп на гербе СССР нужен, чтобы рубить головы, а молот — чтобы по ним бить. К нашим-то вчерашним коммунистам какие претензии, если американцы себе такое позволяли?

Дело в другом — если уж взялся рассказывать о большевиках, то надо рассказывать. Потому что из этого урока у детей останется впечатление, что большевики — это такие великаны с красными флагами. И бой у Крут выглядит совершенно иначе…

Вопрос о том, хорошо ли жилось людям в империи, заставил нас вспомнить замечательный диалог из фильма «Формула любви», когда молодой барин интересуется смыслом жизни, на что его тётушка разумно отвечает, что он в разных местах разный — в нашей губернии один смысл, а в другой, может, всё по-другому.

Идеология производства пушечного мяса для войны с РоссиейПокидая свой пост, господин Порошенко оставил преемникам такое количество мин-ловушек в политических конфликтах и кадровых назначениях, что потребуется ещё немало времени для их обезвреживания

Попытки распутать эту спираль Бруно при помощи примеров тоже ничего не дают. Понятно, что вокруг Запорожской Сечи создана обширная мифология, само это явление считается однозначно положительным, а её разгон — актом однозначно отрицательным. Но объясните мне, каким образом несчастливая жизнь галицкого нефтяника в Бориславе на рубеже XIX-XX веков могла быть вызвана разгоном Сечи во второй половине XVIII века?

Вызывает вопросы и отсутствие связки между событиями революции и Голодомором тоже. Раз уж их поместили в один урок, притом что между ними больше десятилетия, должно быть какое-то основание? А никакого. Учитель молчит. Хотя с точки зрения идеологии тут нужно сказать, что большевики не могли простить украинцам революцию и, собравшись с силами и укрепив свою власть, отомстили. Да и отсутствие хоть какого-то объяснения сути Голодомора и замена его на стихотворение про три колоска вызывает недоумение.

В этом контексте мы даже разделяем мнение Ирины Геращенко о том, что лучше бы урок вёл Парубий, — он бы точно таких ошибок не допустил.

В общем, мало того, что навязывается идеология, на преподавание которой никто согласия не давал, так ещё и делается это методически безграмотно.

Возникает впечатление, что ошибки тут совсем не случайные. Нет, оговорки типа Ливонская/Ливанская со всеми бывают (хотя там она повторяется два раза, что наводит на мысли). Но это ведь не просто любительская запись открытого урока, это учебный фильм, изготовленный по заказу «О:» (это логотип Министерства образования и науки, мы затрудняемся объяснить, что он означает) и предназначенный для показа по телевидению.

По логике, такой фильм можно было проверить в записи и, в случае чего, переснять и перемонтировать. Но этого сделано не было.

Почему? У нас есть два варианта ответа, которые не противоречат друг другу.

Вариант первый: на момент изготовления роликов большая часть средств уже была «эффективно потрачена на структурные реформы», и на усложнение процесса денег уже не хватило.

Погребинский: Идеология национал-радикализма стала государственной на УкраинеОзабоченность США разгулом радикализма на Украине - формальность. Об этом заявил Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, политолог Михаил Погребинский в интервью изданию Украина.ру 14 марта

Вариант второй: грантоеды, которые занимались производством этого полуфабриката, настолько презирают и учеников, и учителей, и родителей, что получившийся продукт можно считать ещё сравнительно приличным… 

Что же касается позиции «О:», которое, по идее, должно было проверить, то, во-первых, там тоже сидят грантоеды, которые не хотели портить бизнес своим побратимам (тем более что они наверняка имеют с этого свой гешефт); а во-вторых, там понимают, что современной Украине умные и образованные не надобны — надобны квалифицированные сборщики клубники с встроенной русофобией. И да, а кто сказал, что министр этого самого «О:» в состоянии отличить Николая II от Николая I и знает, почему белые медведи не охотятся на пингвинов?

P.S.: Правильный ответ на последний вопрос — потому что медведи едят не пингвинов, а мёд!

Рекомендуем