По его словам, высказывания некоторых чиновников и политиков тревожат: в момент, когда человечество перешагнуло порог постиндустриальной цивилизации, они говорят о большинстве людей как о «социальном балласте», который, по логике вещей, должен быть «сброшен», чтобы элита без помех вошла в «светлое будущее». Которое, в таком случае, едва ли может быть светлым и для неё. Но есть надежда на то, что человечество сумеет сделать правильный выбор. Ответственность лежит на политиках и на интеллектуальных кругах, которые должны объединиться для выработки правильных решений, считает эксперт.
- Ласло, сейчас из-за пандемии коронавируса фактически половина человечества — на карантине. Судя по публикациям в СМИ, по сообщениям в соцсетях, у людей нарастает чувство тревоги, люди не знают, к чему это может привести. И нельзя пока ответить точно, демонстрирует ли человечество в условиях такого грандиозного социально-медицинского эксперимента солидарность, стремление к единству. Или, напротив, мы наблюдаем тенденцию к разобщению? Я читал ваш доклад о взаимодействии искусственного и естественного интеллекта и знаю, что вы смотрите на происходящие процессы, скажем так, с осторожным оптимизмом. Можете ли поделиться этим целительным оптимизмом с нашими читателями? Что нужно, чтобы земляне пошли по светлому для каждого человека пути?
— Есть разные варианты развития, и есть возможность выбора из этих вариантов. Очень многое зависит от политиков, и, в первую очередь, от идеологии, которую выбирают политики и которой руководствуются. Необходима идеология, которая будет вести человечество вперёд. Если же будет преобладать старая идеология, та, которая исходит из эффективности и во главу угла ставит получение прибыли, тогда может быть очень… отрицательный исход, похожий на то, что описывали фантасты в своих антиутопиях. Выбор за нами.
- Но почему именно сейчас возможен такой выбор?
— Потому что мы сейчас перешагнули порог постиндустриальной цивилизации. Как решать сложнейшие проблемы, которые перед нами стоят? Современный мир — это сложная, глобально интегрированная система, которая, как гордиев узел, нуждается в развязывании, в разрешении. Однако это такое запутанное сплетение человеческих органических существ и их обстоятельств, которое нельзя разрубить как гордиев узел, невозможно разрешить прямолинейными способами. Было такое время, когда именно так действовали власть имущие: силой, войнами разрушали ценности цивилизации, созданные всем человечеством.
Уроки истории — особенно уроки Первой и Второй мировых войн — учат нас тому, что к выживанию и развитию человечества в современных условиях ведёт иной путь. Сложный, но достойный человека. Человечество имеет колоссальный запас естественного интеллекта, и есть, я считаю, возможность преодолеть влияние тех сил, которые всё ещё хотят рубить, вместо того чтобы выработать мирный, созидательный вариант.
Для этого необходимо найти те главные нити, которые являются исходными системообразующими факторами в гордиевом узле всего мира, принимать во внимание стратегические сферы влияния в глобально-интегрированном мире. Мы должны учитывать, что, пока общие вопросы не решены, мы сталкиваемся с ними в отдельных проблемах и даем неправильный ответ.
- Вы сказали, что человечество перешагнуло порог создания постиндустриальной цивилизации. Что этот переход, если он действительно произошёл, означает для нас всех?
— Человечество дошло до того момента, когда естественный интеллект, ограниченный в своих возможностях, может передать множество рутинных, но крайне важных функций искусственному интеллекту. Например, нужно собрать важную научную информацию, результаты исследований во многих странах. Тем более что для этого уже существуют средства — большие данные, и т.д., — которые позволяют сделать такую работу очень быстро и качественно. А естественный интеллект, таким образом, освобождается для решения творческих задач. И если исходить при этом не из критерия прибыли, а из других, сложных критериев, то человечество может двинуться вперёд.
Главное, о чём надо всегда помнить: наше целеполагание не может быть иным, как человек, его жизнь, свобода, развитие. Ведь человек является единственным существом на Земле, имеющим естественный интеллект, способность к творческому мышлению.
Человек осознаёт то, что с ним происходит, и имеет возможность сознательно изменять всё в отношении себя. Именно человек, характер его деятельных функций, его отношение к природе, к другому человеку и к самому себе — вот тот исходный пункт, который составляет «альфу и омегу» анализа сущности современного мира. Однако для удовлетворения своих жизненных потребностей человек физически и интеллектуально ограничен и в процессе истории создаёт инструменты, средства для достижения своей цели, удовлетворения всё возрастающих потребностей. Это и есть исторический процесс технических революций.
Изменение места и роли человека в процессе удовлетворения своих потребностей, т.е. в процессе трудовой деятельности, производства, создания новых ценностей, связанных с превращением природного материала в органы человеческой деятельности, в орудия его мысли и его воли, эволюция трудовых функций составляет главное методологическое условие исследования явления мирового общественного развития.
Культура, в широком смысле — наука, образование, техника, технология, художественная деятельность и т.д. — это проявление таких изменений.
Однако речь идёт не об абстрактном человеке, а о человеке конкретно-историческом. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений. Деятельность, труд человека — это всегда и определённая общественная связь людей, и её конкретно-исторический характер, который выражается и в разделении труда, и в социальном закреплении функций деятельности, в классовой, наконец, структуре общества.
Вот тут и возникает вопрос: как соотносится, как влияет техническая революция на общественную связь людей, на отношение человека к обществу и к самому себе, на разделение, распределение и освоение общественной, всеобщей производительной силы, силы знания, культуры, т.е. общественных сил производства? К тому же, мы живём в конкретных условиях современного мира и должны считаться с тем, как проявляется этот исторический процесс в современном мире.
- И как он проявляется?
— Мы говорим о новой расстановке сил в экономической и политической сферах за прошедшие почти тридцать лет после окончания холодной войны, последующего мирового перераспределения сил, отношений и стратегий, касающегося всех стран мира.
Действительно, за это время мир коренным образом изменился. Появились новые полюсы концентрации сил, а также появились возможности, ускоряющие цивилизационное развитие. При этом в мире возникают непримиримые противоречия, ужесточающие региональные и глобальные напряжения. Настало время снова задуматься над тем, как устроить жизнь мира в целом, как устроить жизнь отдельной страны, нации и каждого человека.
Сегодня интернет, мобильная связь, другие средства информационной технологии, более широкое применение телеуправления, внедрение робототехнологий, средства искусственного интеллекта, цифровая экономика и т.д., — перевооружают человека, его систему труда, производства в целом, и — не в последнюю очередь — военный комплекс. В результате создаётся новая цивилизация.
- Та самая постиндустриальная цивилизация? Но и в России, и в других странах далеко не все эксперты преисполнены оптимизма относительно того, как технологические достижения будут использованы — для освобождения человека или, напротив, для его порабощения.
— Да, прежде чем мы насладимся такой положительной характеристикой возможной тенденции развития современного общества, мы должны дать себе отчёт о том, что сегодня качество отношений стран, наций, людей свидетельствует о противоположенном направлении происходящих процессов.
На данном этапе развития, главным фактором является противоречие между последствиями холодной войны и стремлением к мирному сосуществованию. На создание новых стратегий влияет и то, что экономическая система капитализма стала единственной господствующей в мировом хозяйстве; что взаимозависимость и взаимодействие, интеграция стали глобальными, и, в связи с этим, закономерные циклические экономические кризисы капитализма влияют на всю социальную и политическую систему всех стран мира.
Положительная или отрицательная направленность указанных факторов влияния во многом зависит от актуальных событий. А актуальные события и процессы в большинстве своём возникают из-за тех нерешённых исторических проблем, которые остались нам, или вновь возникают в ходе преобразований, при рождении новых государств, создавая неожиданные противоречия и напряжённости.
Например, можно упомянуть возрождение религиозного фундаментализма и его мутации, арабо-израильский конфликт, борьбу наций (в том числе курдской, палестинской), не получивших своей государственности в ходе определения границ при разрушения колониальной системы, а также отсутствие мирных договоров по окончании мировых войн (между Японией и СССР, на Корейском полуострове и т.д.). национальные распри из-за несправедливости, дискриминацию некоторых договоров между великими державами.
Как ни странно, но именно эти исторически нерешённые проблемы выходят в настоящее время на передний план, так как их психологическое содержание понятнее для простых людей в интерпретации популистов и амбициозных политических аферистов. Можно перечислить множество субъективных факторов, влияющих на причины мировых конфликтов. Но и так ясно, что состояние мира неустойчиво. В глобальной сети интеграций мировой системы нет ещё всеобщего понимания сущности качественно нового витка технической революции, и сейчас ведётся борьба за определение идеологии управления глобальными процессами.
Существуют противоречия и в стратегических интересах Европы, России, США, Китая, азиатских, южноамериканских и африканских стран. В новом мировом порядке ещё не определились роли глобальных организаций. Стратегические направления в глобально интегрированном мире детально ещё не разработаны. Они являются предметами нынешних и предстоящих баталий. Но времени для этого остаётся всё меньше!
- Что же можно предпринять для разрешения всех этих проблем? И какие силы способны на такие действия?
— Действительно, в истории человечества наступает судьбоносный момент, когда предстоит выбрать тот вариант перехода от существующей системы человеческого общежития к новой глобальной системе, при котором обеспечивается мир и общечеловеческое улучшение качества условий жизни.
И тут, как я уже говорил, очень велика ответственность политиков. Эта ответственность заключается в том, чтобы отказаться от устаревших регрессивных интересов и найти способы согласования участия общечеловеческого естественного интеллекта в продвижении нового качества жизни человечества. Задачу политиков я вижу и в обеспечении условий для людей владеть средствами искусственного интеллекта. Тогда каждый, постоянно обогащая свой ум, сможет быть достойным участником новой цивилизации.
- По всей видимости, столь же велика и ответственность интеллектуальных кругов, которые должны сообща помочь политикам выбрать верный путь?
— Несомненно, необходимо объединение всех интеллектуальных сил для решения этой сложнейшей и ответственной задачи. Сложность задачи в том, что существующие общественные рамки узки для такого эпохального прорыва, ведь сейчас главным критерием отбора вариантов развития науки и техники остаётся сверхприбыль, определяющая, в конечном счёте, «рентабельность» и смысл преобразований в науке и технике. А необходимо было бы, чтобы стратегия развёртывания постиндустриальной технической революции строилась исходя из интересов человека, и именно интересы человека определяли бы отбор вариантов.
Здесь мы подошли к ключевому вопросу будущего: может ли человечество отделить критерий прогресса любой ценой, любыми средствами, или возможно собрать общие усилия для достижения технической революции, обеспечивающей свободу, равенство для всех? Это тема для отдельной беседы.