«Укразийский» проект как предтеча увлекательного шпионства в СССР

В конце зимы 1925 года в Одессе срочно готовили к премьере новое кино с зазывным названием «Укразия». Остросюжетный боевик о борьбе красного подполья с белогвардейской контрразведкой на Юге России просто обязан был взять кассу
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Создатели «Укразии» были настолько в этом уверены, что выдали для показа в кинотеатрах ленту хронометражем в 209 минут. Огромная кинопьеса в 20 частей и в наши дни может поразить воображение, заставив зевать зрителя, а уж в те непоседливые времена и вовсе было нахальством считать, что такое длинное кино завоюет сердца. Тем не менее, расчет оказался верным, фильм талантливым, а успех ошеломительным.

Эра авангарда

Не стоит забывать, что три с половиной часа зритель смотрел немое черно-белое кино. Тогда он другого и не знал. Так что не станем слишком искренне сочувствовать предкам. «Укразию» показали в марте в Киеве, а потом отправили в Париж на Всемирную выставку. Там фильм отхватил приз, но только в 1926 году получил премьеру в Москве.

Киноленте повезло с создателями. Постановщиком был знаменитейший на всю еще дореволюционную Россию Петр Чардынин. В раннюю пору русского кинематографа этот выученик самого Ханжонкова слыл истинным монстром кинопроизводства. К 1917 году на его счету было около 200 фильмов. После революции он осел было в Латвии, где создал, как утверждает сегодня Рига, латвийский кинематограф. Проездом, так сказать. Помаявшись в Европах после Гражданской войны, Чардынин возвращается на родину, оседает в Одессе и творит с прежним жаром, выдумкой, решительностью.

В те годы в молодой Стране Советов возникли и плодотворно работали две киношколы. Одна базировалась в Москве на концерне «Госкино», а вторая — на Советской Украине, пользуясь базой и наработками (да и кадрами) Одесской и Ялтинской киностудий, оставшихся в наследство от прежних имперских времен.

Надо сказать, что Юг России, львиная часть которого отошла новосозданному государству — Украинской советской социалистической республике — всегда был полон талантов. Здесь скопились значительные литературные силы (Одесса), архитектурные кадры, родившие прорывной стиль конструктивизма (Харьков), творческие люди пробивались сквозь нищету и ужасы недавней «гражданки» в новую жизнь. «Фабрики звезд» были уместны. На двух приморских студиях Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) трудились зачинатели авангарда мирового кинематографа — Дзига Вертов, Петр Чардынин, вернувшийся из эмиграции Александр Ханжонков. В Одессе в 1925 году снял свой неоклассический шедевр «Броненосец Потемкин» Сергей Эйзенштейн. В лучшие годы студии ВУФКУ давали кинопрокату до двухсот кинолент. При этом существовала огромная конкуренция и взаимная ревность между Югом и Севером советской кинематографии. Именно по этой причине премьера «Укразии» в Москве задержалась на год — соперники делали все, чтобы кассовая новинка южан не дошла до массового зрителя на их «канонической территории».

Фильм о войне на Донбассе отметили на американском фестивалеУкраинский режиссер Ирина Цилык получила главную награду на американском кинофестивале Sundance. Ее фильм «Земля голубая, будто апельсин» удостоен награды за лучшую режиссуру

Но главной проблемой режиссеров Одессы и Ялты в те годы было все-таки отсутствие достаточного количества адекватных сценариев. В качестве примера, иллюстрирующего кризис жанра, можно привести Одесскую студию, которая за 1925 год получила 1500 сценариев, ни один из которых не мог считаться таковым. Помните Остапа Бендера с его сценарием фильма «Шея» — Ильф и Петров отлично знали проблему кинематографистов их родного города.

Предтеча всех и вся

И вот тут очень своевременно на Украине выходит роман Николая Борисова «Укразия», мгновенно ставшего бестселлером. Гражданская война в России, как известно, наиболее жестоко и кроваво прошлась по Югу, по Кубани и Украине. Все было свежо и остро сопереживалось людьми в кинотеатрах. Тут Чердынин угадал — такой материал такие люди не то что три с половиной, пять часов на одном дыхании будут смотреть.

У Борисова вышел просто дивный роман, вернее «кинороман» — таков был новаторский писательский прием. Предвосхищая наши дни, автор создавал свой опус сразу «под кино», давая короткие, абрисные сцены, — просто клад для кинорежиссеров. И современные Борисову, и позднейшие критики в один голос говорили о том, что роман, хоть и написан в духе американских «пинкертоновских» историй, но гораздо живее и талантливее их. Когда роман переиздали уже в наши времена, не было отбоя от желающих указать на тех, кто вышел из «укразиевской шинели». Несомненно, борисовский шпионский роман о героическом красном разведчике в штабе белых предвосхитил, если не прямо породил своим примером, и «бондиану», и «штирлициану», и книги, и фильмы по романам Акунина, сериал про «Адъютанта его превосходительства». Берите любой персонаж из отечественных приключенческих романов последних шестидесяти лет — все они есть в той или иной степени в «Укразии».

1 из 4
2 из 4
3 из 4
4 из 4

Печать колонизаторов  

Наверное, пора сказать, почему «Укразия». Так пренебрежительно называли между собой территорию оккупированного ими Юга России английские, французские и другие европейские военные. Отношение европейцев к «аборигенам» всех мастей Борисов мастерски нарисовал в их диалогах-«междусобойчиках»:

«Барлетт, присев к столу, стал из кармана вынимать сувениры. Раскрыл бумажник и вынул из него колокольчики, донские, а вместе с ними «дамские панталоны», розетку клуба «Голубых фраков».

Бросив розетку, взяв добровольческие деньги, Барлетт вышел из каюты. На минутку вошел в кабинку уборной, где на крючках с надписью «pipifaks» повесил добровольческие деньги.

А потом, разлегшись удобно на койках, Барлетт и Дройд стали с улыбкой вспоминать свою краткую жизнь в Укразии.

— Мне кажется, я набрался материалу по горло, — отвечая своим мыслям, сказал Дройд.

— О, да, «Укразия» даст много денег вам, мистер Дройд.

И погрузились в курение».

Ну, просто Шерлок Холмс и доктор Ватсон на пути к Бейкер-стрит.

Приключения украинцев в России: киносериалы для любителей домашнего попкорнаИсследовать зрительские предпочтения в кинотеатрах легко и просто: смотри на бокс-офис, считай убытки или прибыль и делай умные выводы. Потому что если аналитик и очень близорукий, то большую кассу не заметить невозможно. А вот понять, чего хочется народу в трениках и с подносом снеди на коленках, - это надо быть аналитиком очень дальнозорким

Формула успеха

Книга и кино в легкой игровой форме показывали борьбу двух лагерей в Гражданской войне, пользуясь сценами иногда просто натуралистическими. Этот оксюморон в кино-романе бьет по нервам особым образом — исподтишка, что тоже держит зрителя в тонусе все долгие часы в кинозале.

Как ни странно, «Укразия» не стала хитом на всей территории СССР, хотя, несомненно, занесена в историю мирового кинематографа, как фильм увлекательный, мастерски снятый, с отменной камерой и бесподобной игрой актеров, среди которых выделяется в роли начальника деникинской контрразведки козырный туз украинского кино 20-40-х Амвросий Бучма. Все образы, созданные актерами 95 лет назад, до сих пор поражают рельефностью, объемом, современностью что ли. Великолепна и операторская работа, а также то, что позже стали называть комбинированными съемками. Ну, тут понятно — киновыверты Дзиги Вертова не на пустом месте родились в те годы и в тех местах.

Рекламу фильму делали широко, с душой. Хороши плакаты, примечателен и особый заказ — стихотворение «Укразия», написанный самым популярным одесситом того времени поэтом-«птицеловом» Эдуардом Багрицким. Со скидкой на время и нравы просто выдающаяся работа у пиарщиков получилась.

Однако судьба кино-романа сложилась печально — на сорок лет он лег «на полку». А все потому что в эпоху великого террора врагами народа были объявлены и расстреляны и Николай Борисов, и Эдуард Багрицкий.

Если кто-то захочет почтить память авторов книги и киноленты чтением и просмотром, то сделает правильно — это мастерам лучший памятник. Он им одно утешение. Не деньги же.

 

Рекомендуем