Судя по позиции, высказанной президентом и министрами на ток-шоу, мира на Донбассе не стоит ожидать. В этом вопросе, как и в газовом, Киев намерен «додавить» Россию и не идти ни на какие уступки. Единственное, что может обещать Зеленский, — это продолжать договариваться, то есть просто говорить, ведь все-таки он профессиональный «артист разговорного жанра».
Президент Зеленский еще раз заявил на ток-шоу о нежелании исполнять Минские договоренности при формальном желании их исполнять. Такой парадокс обусловлен тем, что и отказаться от них он не может перед лицом «европейских товарищей», но и исполнять не может перед лицом «американских товарищей» и доморощенных националистов. Текст подписанных минских договоренностей по урегулированию ситуации на Донбассе, по его словам, необходимо изменить. Однако он признал, что это будет очень сложно сделать. В частности речь идет о 9-м пункте договоренностей, который касается передачи Украине контроля над границей.
«Это очень сложно сделать, но мы должны менять. Нужно понимать, что со времени Минска прошло четыре года… Некоторые вещи можно и будем менять, потому что именно передача украинской государственной границы после выборов — это точно не наша позиция. Я о ней говорил не знаю сколько раз, но это окончательное решение», — говорил Зеленский.
Подход довольно странный, рассчитанный на уж совсем недалеких людей. По сути, точно также можно ставить подпись на чистом листе бумаги, чтобы впоследствии вписать туда все свои желания и условия. Таким же образом, можно в любой расписке, не отзывая своей подписи, требовать изменить ранее прописанную в ней сумму. Любая страна, когда-либо подписавшая капитуляцию, может требовать изменить слово «капитуляция» на слово «победа». Из этого, как минимум, следует, что любые подписанные Киевом документы, являются не более чем просто бумагой.
Еще больше схитрить Зеленский и Аваков хотят в вопросе о так называемом совместном патрулировании неподконтрольных районов Донбасса, которое Киев сейчас предлагает. Поскольку народную милицию ДНР и ЛНР Киев не признает, то «совместное патрулирование» должно выглядеть следующим образом: в состав патруля входят двое представителей Нацгвардии (куда входит и неонацистский полк «Азов») и два представителя Донбасса, но опять же — из числа людей с «проукраинской» позицией, которые сейчас являются переселенцами и живут на подконтрольной Киеву территории. Таким образом, обе составные части совместного патруля должны быть фактически представителями лишь одной стороны.
Что же касается высказанного президентом РФ опасения, что там может произойти резня как в Сребренице, Зеленский, а вслед за ним и присутствовавший на ток-шоу глава МВД Арсен Аваков, твердили: «Мы — другая страна», «другая власть», «мы — другой народ». «Мы пояснили, что мы другие люди, свободные, демократические», — сказал Зеленский, как бы забывая, что в этой же стране произошла бойня в Одессе и другие массовые преступления. Такую линию («это совсем другое дело»), как правило, ведут США, когда им указывают на аналогичные исторические прецеденты.
Буквально через пару минут Арсен Аваков, отвечая на другой вопрос, заявил, что желает на Донбассе повторения «хорватского сценария», имея в виду операцию «Олуя», признавая, что такой сценарий чреват многочисленными жертвами, хотя только что говорил о неуместности параллелей между Украиной и бывшей Югославией. Его слова затем фактически подтвердил глава Офиса президента Андрей Богдан, выразив надежду на то, что Донецк когда-нибудь станет таким же, как Львов.
Спикер парламента Дмитрий Разумков также заявил, что прежний закон об особом статусе Донбасса необходимо было продлить, иначе с 1 января Европа могла бы снять санкции с РФ. Зеленский тоже подтвердил, что реальный особый статус для Донбасса не будет введен в той форме, которой якобы хочет добиться Россия. Вместо этого он пытается убедить руководство Германии и Франции, что принятый еще при Порошенко закон о децентрализации территориальных общин — это почти то же самое, а в Минских договоренностях говорится якобы не об особом статусе для Донбасса, а именно о децентрализации для всей территории Украины. «Другие формулировки, но, в принципе, это подходит. Думаю, мне удалось убедить Германию и Францию в этом вопросе», — заявил Зеленский о реализации закона об особом статусе Донбасса.
Основой позиции руководства Киева, высказанной в первую очередь Арсеном Аваковым, является долгосрочная борьба с РФ и ожидание «ливийского сценария» или развала соседней страны. Примечательно, что Аваков рассказал на ток-шоу, что бывал в Ливии при свергнутом Каддафи, подчеркивая, что там якобы никто не работал, даже рыбу не ловил и она сама умирала, у людей были деньги, но там была диктатура. С точки зрения Авакова, это было ужасно, и никто не предполагал там столь резких изменений, но надо было ждать и надеяться.
Рассказывая о вероятном, но нежелательном сценарии отгородиться от Донбасса стеной, Зеленский подчеркнул, что считает лишь украинцами тех, кто поддерживает «проукраинскую позицию», все же прочие жители являются боевиками по молчанию. «Если стена, то это другое государство, которое мы никогда не признаем. Нам нужно создать все условия для украинцев, которые находятся на временно оккупированных территориях, которые чувствуют себя действительно украинцами, создать все условия, чтобы они приехали к нам. За стеной будет что-то другое, другая местность, где будут только боевики», — сказал президент Украины.
Урегулирование конфликта на Донбассе Зеленский видит точно так же, как и его предшественник Порошенко, буквально повторяя его фразу слово в слово. Единственный вариант мира на Донбассе, по Зеленскому-Порошенко, это «когда Россия выведет оттуда свои войска». Учитывая, что нельзя вывести то, чего нет, такое условие говорит о том, что война будет продолжаться. Хотя Зеленский выразил готовность встречаться и переговариваться дальше — на следующем саммите в нормандском формате.
Тем не менее, на компромисс в вопросе решения конфликта вряд ли стоит рассчитывать, как и в вопросе о транзите газа. На ток-шоу Зеленский рассказал, как он понимает слово «компромисс». «Мы об этом говорили, я вижу, что сейчас все настроены на то, чтобы подписать договор. Главный вопрос — это сроки подписания документов. Россия сначала предложила нам 1 год, мы предложили 10 лет. Потом нам предложили три года, и мы предложили компромисс… 10 лет. Думаю, мы подпишем договор о транзите, Украине очень нужны деньги», — рассказал президент Украины.
Зеленский также в очередной раз заявил о необходимости бороться за умы и «ментальность» народа Донбасса, в том числе и улучшая жизнь украинцев. Одним из таких улучшений, по его словам, должно стать повышение пенсий на сумму от 400 до 1100 гривен для пенсионеров старше 80 лет. Даже если это и не очередное пустое обещание, то людей столь преклонного возраста на Украине, увы, совсем немного.
В целом же, точно те же слова мог бы произносить и Петр Порошенко. Позиция, выраженная Зеленским и Аваковым на ток-шоу, фактически полностью совпадает с позицией прежнего президента Украины. И с этой точки зрения Арсен Аваков был прав, успокаивая националистов в том, что «зрады не было» — новый президент действительно продолжает политику «партии войны» и радикальных националистов, хотя в разговорном жанре он более искусен, чем его предшественник.