Любое государственное новообразование стремится закрепить себя не только в географических, но и прежде всего в символических границах. Последние оно «прочерчивает» в сознании своих граждан через предложение или грубое навязывание своих символов и героев.
Если попытка успешна, то государственность укрепляется и обретает большую устойчивость. Если нет — государство разрушается. На заре украинской государственности для ее выхода из символического пространства рухнувшего географически СССР было принято решение о замене всех символов и героев, почитавшихся большинством советских людей. И все бы ничего, если бы в качестве замены не были выбраны «антигерои» для сознания советского человека. Речь, прежде всего, о нацистах украинского происхождения, имена и биографии которых неразрывно связаны со зверствами и многочисленными человеческими жертвами, которые принес фашизм на оккупированную территорию Украины.
Причем экспансия проводилась постепенно. Поначалу никто не запрещал чтить память советских героев-освободителей. Но наряду с ними шаг за шагом реанимировались герои «схронов» и пособников нацистов. Задачей первого шага было приучить сознание людей к тому, что последние, тоже имеют право на почитание и уважение. Была внедрена идея на равенство в правах и уважении двух сторон участников войны.
Однако, по последующим событиям, стало очевидно, что все эти действия имеют целью взять реванш. И полностью стереть из национальной памяти все символы и героев советской эпохи. Не примирить. Не уравнять. Стереть. Что мы сейчас и наблюдаем. В частности на уровне решения ВРУ по сути превратить следующий год на уровне государственных праздников в год памяти и почитания нацистов украинского происхождения.
Да, среди их списка есть и герои Советского Союза. Но с единственной целью, чтобы иметь аргументы в дискуссии с протестующими против чествования нацистов. Мол, и вашим место есть и нашим. На этом и примиримся. Но если вчера на знамена исторической памяти страны прописывались имена единиц, типа Бандеры или Шухевича, то судя по постановлению Рады, вскоре праздновать дни рождений будем всего состава дивизии СС Галичина. При этом налицо тенденция, при которой те, кто почитает советских героев лишены выбора числа и масштаба героев. Им нам Киев определяет и дозирует, например отказав в таком праве маршалу Победы Георгию Жукову. Что же касается нацистов, то выбора у страны нет. Завтра всех будет чествовать.
Я всегда был и остаюсь сторонником единой и унитарной Украины. Но это косолапое поведение идеологов строительства мононационального и моноиделогичного государства приведет неизбежно к новому всплеску сепаратизма. Который «лечат» подливая масла в огонь. Дело в том, что война за символическое пространство всегда вызывает реакцию защиты своего пространства от чужого вторжения. Эта реакция неизбежна. И если ее усиливать, что ныне делает Киев, то она с уровня сознания неизбежно переходит на уровень физического противостояния. Так, чтобы уже на уровне языка оружия защитить свои символы. Что мы видим на примере Донбасса.
Я вполне отдаю себе отчет, что за стратегией вывода Украины из символического пространства СССР стоит США. В этом выходе американцы видят залог того, что Союз уже не возродится. И это — верно. Последний оплот СССР — символическое пространство сознания его бывших граждан. Но цену, которую Украина может заплатить за подобный исход из него может стать и полноценная гражданская война и распад территорий.
Естественным выходом из подобного сценария видится исключительно в культурно-исторической автономии регионов. Пусть даже на неформальном уровне. Как это было до 14-го года. Тогда есть шанс удержаться в рамках унитарности политической и экономической.