«Строительство дорожных оснований из нового композита будет более быстрым и рентабельным за счет замены большого количества относительно дорогих песка и щебня на отходы местного металлургического производства и суглинок. Подобные технологии не только экономически эффективны, но и помогают решить проблему утилизации опасных для окружающей среды промышленных отходов», — заявил заведующий лабораторией использования вторичных ресурсов Инженерной школы ДВФУ Андрей Таскин.
Отмечается, что во время эксперимента, который длился два года и проходил на территории Казахстана, были изготовлены тестовые образцы композитного материала для строительства основания автодороги из смеси производственных отходов Карагандинского металлургического комбината и местного суглинка.
При этом в смесь добавили отходы известкового производства, которые сыграли роль активатора химического взаимодействия металлического шлака и суглинка. В результате образовался постоянно уплотняющийся гель, который, по словам ученых, со временем переходит в камнеобразное состояние. Соответственно ремонтировать такую дорогу можно будет вдвое реже.
В частности, такой композит показал очень высокие водо- и морозостойкость и низкие значения расширения/сжатия при перепаде температур. Кроме того, как объяснил автор разработки, профессор Федерального технологического университета штата Парана (Бразилия) Всеволод Мымрин, в этом композите тяжелые металлы стали частью новых образований и перестали представлять угрозу для окружающей среды.
То есть данный материал может считаться экологически чистым и соответствует строгим санитарным нормам.
Отмечается, что схожий композит можно применять для строительства оснований дорог и в России.