В среду, 20 ноября, президент Украины Владимир Зеленский опоздал на встречу вернувшихся из России украинских военных судов: двух катеров и одного буксира. Причиной опоздания Зеленского стали проблемы с первым бортом.
«Самолет не завелся, полетели другим», — пояснила в комментарии «Украинской правде» пресс-секретарь президента Юлия Мендель.
По ее словам, президент должен был вылететь из Чугуева, однако из-за поломки самолета ему пришлось срочно направиться в аэропорт Харькова, откуда он вылетел в Николаевскую область другим президентским бортом.
Таким образом поломка подпортила триумфальный день Зеленского: 20 ноября он открыл восстановленный мост в Станице Луганской, а после этого планировал встретить вернувшиеся из РФ корабли.
Украинское издание Depo.ua со ссылкой на информированный источник в системе органов безопасности Украины сообщило, что такая поломка произошла впервые почти за 20 лет.
Как сообщило другое украинское издание — «Новое время» — лететь в Очаков Зеленский должен был на одном из самолетов «Ан». В итоге в Харьков пришлось отправлять самолет компании Airbus.
Произошедшее с Зеленским довольно ярко иллюстрирует ситуацию, в которой оказалась сегодня украинская авиация.
«Крылья» украинского президента
Парк государственного авиационного предприятия «Украина», который обеспечивает перелеты высших должностных лиц государства, состоит из трех самолетов и одного вертолета.
В президентскую флотилию сегодня входят такие борта, как Airbus A319-115, регистрационный номер UR-ABA выпуска 2007 год, Ан-148-100В, регистрационный номер UR-UKR, выпуска в 2011 года, Ан-74ТК-300Д, регистрационный номер UR-AWB, выпуска в 2001 года и вертолет Ми-8МТВ-1, регистрационный номер UR-PAB выпуска в 2002 года.
Один из бортов — Ан-74ТК-300Д имеет довольно занятную историю. Его выпустили при президенте Леониде Кучме. Когда самолет включили в президентский отряд, он получил регистрационный номер UR-LDK. Последние три буквы были инициалами Кучмы. При следующем президенте — Викторе Ющенко — его регистрационный номер поменяли на инициалы нового главы государства UR-YVA. А вот при президенте Викторе Януковиче самолет получил нынешнюю — нейтральную регистрацию UR-AWB.
Этим самолетом президент пользуется реже всего. Украинские СМИ подозревали, что именно этот борт отправляли в июне за десятью детьми семьи Сусляков в Тбилиси. Их мать — украинскую гражданку Юлию Сусляк — грузинские правоохранители обвинили в торговле несовершеннолетними.
Гораздо чаще Зеленский пользуется двумя другими самолетами. Так, продукцию европейского концерна Airbus украинский президент предпочитает во время зарубежных визитов. Именно на этом самолете Зеленский отправился 4 июня 2019 года в свой первый зарубежный визит в Брюссель. Ранее о роскоши этого авиалайнера ходили слухи, и в итоге пресс-службе Януковича пришлось публиковать фотографии, опровергающие эту информацию. Предшественник Зеленского — пятый президент Украины Петр Порошенко не стеснялся использовать этот борт не только в дальних, но и во внутренних украинских рейсах. Так, он использовал его для полета из Киева в Винницу.
А вот Ан-148 был своеобразной рабочей лошадкой. Его активно использовали украинские президенты. Тот же Порошенко использовал его для своих поездок по стране, заметно участившихся к концу его президентского срока. На этом же борту Зеленский спустя девять дней после инаугурации отправился во Львов, чтобы посетить шахту «Лесная», где произошла авария и погибли горняки.
Кроме того, именно этот самолет отметился в двух знаковых обменах пленными. Именно на нем прибыла на Украину в мае 2016 года Надежда Савченко. И именно этот президентский Ан-148 доставил в сентябре 2019 года на родину украинцев, среди которых были и военные моряки, корабли которых Зеленский планировал встретить в Очакове.
Судя по всему, именно эта «Аннушка» и подвела Зеленского. Символизма не получилось: на самолете, на котором прилетели моряки, украинский президент не смог прилететь на встречу с судами этих же моряков. Это происшествие нанесло урон и имиджу украинской авиации, и имиджу президента.
Имиджевый просчет
Накануне голосования во втором туре президентских выборов тогда еще кандидат Зеленский в интервью журналистам РБК-Украина сделал резонансное заявление о будущем президентского отряда главы государства.
«Три [самолета]? Продать. Ну конечно, продать к чертовой матери!» — ответил он журналистам.
Зеленский отметил, что он хотел бы летать рейсовыми самолетами.
«Я бы хотел, правда. Я бы хотел. Ну хоть два борта можно было б продать? А зачем им три? А кто на них летает?» — указал он.
Но работа президентом внесла коррективы в намерения Зеленского. Спустя сто дней после инаугурации он уже передумал отказываться от самолетов.
«Один маленький [самолет] там не работает (речь об Ан-74. — Ред.), я его даже не видел. Есть еще два самолета. Один маленький, наш Ан. (Ан-148. — Ред.). Я летаю на нем с группой быстрого реагирования по Украине. И есть один самолет большего размера (А319. — Ред.). Он для международных встреч», — рассказал Зеленский.
Так он оправдывался за невыполнение одного из своих предвыборных обещаний.
Поломка 20 ноября тоже навредила имиджу президента. Так, издание Depo.ua распространило информацию, согласно которой Зеленский, «нервозно выражая опасения относительно своей безопасности, отказался лететь военным самолетом». В итоге с изданием связалась пресс-служба президента Украины, и то было вынуждено дать опровержение.
«Пресс-служба Офиса президента опровергает информацию о том, что президент отказался вылететь военным самолетом, который якобы был предложен. Сразу после того, как было установлено, что президентский борт неисправен, Владимир Зеленский и члены его команды отправились в Харьков, откуда уже должны были вылететь в Николаев», — сообщила пресс-служба президента.
Однако было поздно. Информация об отказе Зеленского от военного борта успела разойтись по украинским СМИ.
Украина хочет конкурентов
Тем временем имиджевый урон понес не только Зеленский, но и украинское авиастроение в целом. У «Антонова» и так в последнее время дела не очень. В ноябре СМИ сообщило о продаже МВД Перу самолета Ан-178. Однако радость от выигрыша в тендере была омрачена тем фактом, что это первая продажа за четыре года. Ранее «Антонов» поставил самолет заказчику в 2015 году. При этом 23 октября президент Бразилии Жаир Болсонару сообщил, что Украина выражала заинтересованность в покупке бразильских конкурентов самолетов «Антонова».
«Украина хочет военную авиацию из Бразилии. Украинский президент заинтересован в покупке самолетов Super Tucano. Министр иностранных дел Эрнесто Араужо рассмотрел возможность приобретения украинцами военно-транспортной машины Embraer КС-390 бразильского производства», — написал Болсонару в Twitter.
И если аналогов Super Tucano в украинской армии нет, то вот Embraer КС-390 — конкурент украинского Ан-178 — самолета, созданного на базе Ан-158, который в свою очередь является модификацией Ан-148. И даже задумываться об их покупке — это демонстрировать неверие в собственное авиастроение. На фоне этого происшествие в Чугуеве — не слишком хорошая реклама для украинских самолетов и их двигателей во всем мире. В общем, 20 ноября оказался непростым днем для украинской авиации.