Церковь на Украине: томософрения продолжается

Тема томоса и создания ПЦУ отошла на второй план ещё до конца президентской избирательной кампании. Тем более что новый президент Владимир Зеленский никакого внимания этой теме не уделяет. Однако надо помнить, что история с томосом не личная инициатива Порошенко. Люди, которые её запустили, продолжают работать
Подписывайтесь на Ukraina.ru

В последнее время появились новые факты как внутриукраинского, так и глобального значения.

Позиция министра культуры

6 ноября министр культуры Владимир Бородянский, в сфере ведения которого находятся также вопросы религиозной свободы, дал интервью Религиозно-информационной службе Украины. При этом он сделал ряд важных заявлений.

— Министр считает, что УПЦ должна переименоваться с тем, чтобы обозначить свою связь с РПЦ. Мотивация: «в период войны, в период агрессии против нашей страны, когда происходят события на Востоке, и они происходят уже долгое время, и когда у нас оккупировали Крым, я считаю, что это нормально, когда страна обозначает, кто есть кто». 

Т.е. УПЦ — представитель «страны-агрессора». Правда, так и остаётся непонятным, почему Операция объединённых сил не охватывает также всю остальную территорию страны, раз уж на ней действует «церковь-агрессор».

Владимир Бородянский: кто онБывший министр культуры, молодёжи и спорта Украины (29 августа 2019 — 4 марта 2020)

— По его мнению, «мы живем очень мирно. У нас нет явных критически острых конфликтов».

А захваты православных церквей раскольниками мелочь, недостойная внимания министра.

— Отвечая на вопрос о наличии «вероучений, частью которых является постулат о собственной эксклюзивности («мы попадаем в рай, а кто не с нами — попадают в ад»)», министр утверждает, что в таких случаях надо обращаться в правоохранительные органы.

Очевидно, ни журналист, ни министр не подозревают, что «постулат о собственной эксклюзивности» является основой чуть меньше чем всех религий (исключением являются, кажется, только кришнаиты, и то признание ими в качестве воплощений Кришны, Иисуса и Мухаммеда является скорее «маркетинговым ходом»).

— Бородянский поддерживает создание ПЦУ: «миллионы верующих не могли реализовывать свои религиозные права тем образом, которым они хотели, в канонической Церкви. (…) Государство обеспечило потребности верующих в реализации своих прав».

Во-первых, проблем с удовлетворением религиозных прав в канонической церкви не было — достаточно было вернуться в УПЦ. Но представители раскольников УПЦ КП и УАПЦ этого не хотели, поскольку для них вопросы веры глубоко второстепенны.

Во-вторых, вмешавшись в создание ПЦУ, представители государства нарушили Конституцию. Не дело государства определять, какая церковь каноническая, а какая — нет.

Митрополит УПЦ: Процесс перевода приходов в ПЦУ практически сошел на нетПроцесс перевода приходов в «Православную церковь Украины» (ПЦУ) почти остановился: уже есть случаи возвращения приходов обратно в Украинскую православную церковь (УПЦ). Об этом митрополит Нежинский и Прилукский, председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ Климент (Вечеря) заявил в интервью «Сегодня» 23 октября

— Бородянский одобряет принцип самоидентификации верующего с религиозной общиной.

Напомним, что этот принцип был положен в основу законопроекта 4128, целью которого была организация захвата православных храмов: группа националистов «идентифицирует себя с общиной» и путём голосования организует передачу храма в «правильную» церковь — ПЦУ или УГКЦ.

В общем, новый министр по взглядам соответствует администрации Порошенко и если не предпринимает активных действий в том же направлении, что прошлый президент, то только из-за неактуальности самой темы.

Ликвидация УПЦ КП

Апелляционный административный суд Киева 11 ноября отменил решение Окружного административного суда, которое запрещало ликвидационной комиссии совершать действия в отношении имущества Киевской патриархии и признавало противоправным решение Минкультуры, отменявшее устав УПЦ КП. Фактически разрешено приступить к ликвидации УПЦ КП.

Судебное решение принималось на фоне акций протеста, организованных сторонниками Филарета. Сам «патриарх» 10 ноября заявил: «…у меня отбирают все имущество и все финансы Киевской патриархии. И меня выбрасывают на улицу». Он также напомнил, что томос не дал «ничего, кроме разрушения Киевского патриархата», а ПЦУ «не признала ни одна Церковь» (последнее явная неправда — сейчас можно говорить о признании ПЦУ тремя православными церквями).

В результате 11 ноября сторонники УПЦ КП попытались с боем прорваться на заседание суда, но были оттеснены полицией.

Раскольники раскольников. Концепцию УПЦ КП вместе с Филаретом множат на нольНа днях Шестой апелляционный суд в Киеве отменил постановление Окружного административного суда о приостановлении ликвидации УПЦ КП. Сторонники устроили крестный ход против этого решения. Представителей УПЦ КП не пустили на заседание, где слушался их иск. Затем между Нацгвардией и прихожанами церкви началась массовая потасовка

Забавно, что ещё до этого Телевизионная служба новостей канала «1+1», связываемого с Коломойским, провела «расследование», в ходе которого установила, что организаторы акций в поддержку Филарета и его адвокаты связаны с Россией. Источник информации — «религиовед» Юрий Черноморец. Этот персонаж проделал любопытный путь, побывав в УПЦ, УГКЦ и, наконец, перебежав в ПЦУ.

Заказчиком, в частности, называется Александр Зинченко — комендант палаточного городка «Антимайдана» в 2014 году, один из создателей «Народного фронта Новороссии», а сейчас — политический мигрант (в декабре 2016 года давал показания в Дорогомиловском суде Москвы по иску Владимира Олейника о признании событий в феврале 2014 года в Украине государственным переворотом).

Кстати, «1+1» рассуждает в общем-то логично — раскол в ПЦУ, связанный с конфликтом Филарета и Епифания, демонстрирует нерелигиозный характер этой организации и объективно выгоден православию. Другое дело, что доказать связь организаторов протестов с Россией довольно затруднительно.  

Признание ПЦУ

8 ноября Александрийский патриарх Феодор II поминул Епифания в диптихах Александрийской церкви как руководителя ПЦУ. Таким образом, он фактически признал эту организацию.  

В РПЦ в ответ заявили, что «поминовение имени Александрийского Патриарха не сможет продолжаться при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви».

Интересно, что ещё год назад Феодор призывал православных сплотиться вокруг митрополита Онуфрия. Вообще Александрийский патриарх считался одним из сторонников канонического православия, поскольку учился в Одесском университете, был настоятелем подворья Александрийского патриархата в Одессе, свободно владеет русским языком и вполне в курсе происходящих в стране событий.

Киевский блогер Мирослава Бердник полагает, что обвинения со стороны газеты «Политис» в адрес предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II также связаны с признанием ПЦУ.

РПЦ перед лицом раскола мирового православияВ пятницу, 8 ноября, вечером стало известно о признании ПЦУ (СЦУ) патриархом Александрийским Феодором. Это событие задержало написание данной статьи на двое суток. Меня интересовала не только и не столько реакция РПЦ. Я был уверен, что она будет абсолютно подобна её реакции на аналогичное решение Афинской архиепископии

Предыстория состоит в том, что в 2015 году малайзийский финансист Джо Лоу пожертвовал на нужды Архиепископии Кипра 300 тыс. евро. После этого предстоятель Кипрской церкви направил главе МВД Кипра Сократу Хаскикосу письма с просьбой предоставить Лоу кипрское гражданство за его инвестиции в церковные земли. Позже Лоу объявили в международный розыск за мошенничество.

В ходе визита патриарха Феодора на Кипр 10 ноября кипрские иерархи попросили его не упоминать во время службы Епифания.

Между тем, митрополиты ПЦУ Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко) не смогли служить в храмах Элладской церкви, вроде бы признавшей ПЦУ. В частности, митрополит Идрский, Спетский и Эгинской Ефрем попросил руководство ПЦУ воздержаться от паломничества в его епархию, поскольку «среди духовенства его митрополии крайне неоднозначное отношение к ПЦУ, и он чувствует ответственность за возможный раскол».

Тем не менее, признаётся вероятным, что ПЦУ будет признана и другими православными церквями. В частности, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко полагает, что за Александрийской церковью могут последовать другие «греческие» церкви — Иерусалимская, Кипрская, Албанская. Кроме того, он полагает, что «политические, антироссийские силы и в Грузии могут на Церковь повлиять, да и в Румынии может это произойти».

Резюме

Смена власти ослабила давление на УПЦ, но не привела к прекращению давления. И то, что «под каток» попала и УПЦ КП, говорит только о преемственности — новая власть так же, как и старая, будет оказывать содействие ПЦУ. Пусть менее агрессивно и по возможности не привлекая к себе внимания.

Более важными являются события, происходящие за рубежами Украины, — раскол мирового православия уже стал фактом. Причём произошёл он на основе отношения к ПЦУ.

Рекомендуем