В последнее время появились новые факты как внутриукраинского, так и глобального значения.
Позиция министра культуры
6 ноября министр культуры Владимир Бородянский, в сфере ведения которого находятся также вопросы религиозной свободы, дал интервью Религиозно-информационной службе Украины. При этом он сделал ряд важных заявлений.
— Министр считает, что УПЦ должна переименоваться с тем, чтобы обозначить свою связь с РПЦ. Мотивация: «в период войны, в период агрессии против нашей страны, когда происходят события на Востоке, и они происходят уже долгое время, и когда у нас оккупировали Крым, я считаю, что это нормально, когда страна обозначает, кто есть кто».
Т.е. УПЦ — представитель «страны-агрессора». Правда, так и остаётся непонятным, почему Операция объединённых сил не охватывает также всю остальную территорию страны, раз уж на ней действует «церковь-агрессор».
— По его мнению, «мы живем очень мирно. У нас нет явных критически острых конфликтов».
А захваты православных церквей раскольниками мелочь, недостойная внимания министра.
— Отвечая на вопрос о наличии «вероучений, частью которых является постулат о собственной эксклюзивности («мы попадаем в рай, а кто не с нами — попадают в ад»)», министр утверждает, что в таких случаях надо обращаться в правоохранительные органы.
Очевидно, ни журналист, ни министр не подозревают, что «постулат о собственной эксклюзивности» является основой чуть меньше чем всех религий (исключением являются, кажется, только кришнаиты, и то признание ими в качестве воплощений Кришны, Иисуса и Мухаммеда является скорее «маркетинговым ходом»).
— Бородянский поддерживает создание ПЦУ: «миллионы верующих не могли реализовывать свои религиозные права тем образом, которым они хотели, в канонической Церкви. (…) Государство обеспечило потребности верующих в реализации своих прав».
Во-первых, проблем с удовлетворением религиозных прав в канонической церкви не было — достаточно было вернуться в УПЦ. Но представители раскольников УПЦ КП и УАПЦ этого не хотели, поскольку для них вопросы веры глубоко второстепенны.
Во-вторых, вмешавшись в создание ПЦУ, представители государства нарушили Конституцию. Не дело государства определять, какая церковь каноническая, а какая — нет.
— Бородянский одобряет принцип самоидентификации верующего с религиозной общиной.
Напомним, что этот принцип был положен в основу законопроекта 4128, целью которого была организация захвата православных храмов: группа националистов «идентифицирует себя с общиной» и путём голосования организует передачу храма в «правильную» церковь — ПЦУ или УГКЦ.
В общем, новый министр по взглядам соответствует администрации Порошенко и если не предпринимает активных действий в том же направлении, что прошлый президент, то только из-за неактуальности самой темы.
Ликвидация УПЦ КП
Апелляционный административный суд Киева 11 ноября отменил решение Окружного административного суда, которое запрещало ликвидационной комиссии совершать действия в отношении имущества Киевской патриархии и признавало противоправным решение Минкультуры, отменявшее устав УПЦ КП. Фактически разрешено приступить к ликвидации УПЦ КП.
Судебное решение принималось на фоне акций протеста, организованных сторонниками Филарета. Сам «патриарх» 10 ноября заявил: «…у меня отбирают все имущество и все финансы Киевской патриархии. И меня выбрасывают на улицу». Он также напомнил, что томос не дал «ничего, кроме разрушения Киевского патриархата», а ПЦУ «не признала ни одна Церковь» (последнее явная неправда — сейчас можно говорить о признании ПЦУ тремя православными церквями).
В результате 11 ноября сторонники УПЦ КП попытались с боем прорваться на заседание суда, но были оттеснены полицией.
Забавно, что ещё до этого Телевизионная служба новостей канала «1+1», связываемого с Коломойским, провела «расследование», в ходе которого установила, что организаторы акций в поддержку Филарета и его адвокаты связаны с Россией. Источник информации — «религиовед» Юрий Черноморец. Этот персонаж проделал любопытный путь, побывав в УПЦ, УГКЦ и, наконец, перебежав в ПЦУ.
Заказчиком, в частности, называется Александр Зинченко — комендант палаточного городка «Антимайдана» в 2014 году, один из создателей «Народного фронта Новороссии», а сейчас — политический мигрант (в декабре 2016 года давал показания в Дорогомиловском суде Москвы по иску Владимира Олейника о признании событий в феврале 2014 года в Украине государственным переворотом).
Кстати, «1+1» рассуждает в общем-то логично — раскол в ПЦУ, связанный с конфликтом Филарета и Епифания, демонстрирует нерелигиозный характер этой организации и объективно выгоден православию. Другое дело, что доказать связь организаторов протестов с Россией довольно затруднительно.
Признание ПЦУ
8 ноября Александрийский патриарх Феодор II поминул Епифания в диптихах Александрийской церкви как руководителя ПЦУ. Таким образом, он фактически признал эту организацию.
В РПЦ в ответ заявили, что «поминовение имени Александрийского Патриарха не сможет продолжаться при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви».
Интересно, что ещё год назад Феодор призывал православных сплотиться вокруг митрополита Онуфрия. Вообще Александрийский патриарх считался одним из сторонников канонического православия, поскольку учился в Одесском университете, был настоятелем подворья Александрийского патриархата в Одессе, свободно владеет русским языком и вполне в курсе происходящих в стране событий.
Киевский блогер Мирослава Бердник полагает, что обвинения со стороны газеты «Политис» в адрес предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II также связаны с признанием ПЦУ.
Предыстория состоит в том, что в 2015 году малайзийский финансист Джо Лоу пожертвовал на нужды Архиепископии Кипра 300 тыс. евро. После этого предстоятель Кипрской церкви направил главе МВД Кипра Сократу Хаскикосу письма с просьбой предоставить Лоу кипрское гражданство за его инвестиции в церковные земли. Позже Лоу объявили в международный розыск за мошенничество.
В ходе визита патриарха Феодора на Кипр 10 ноября кипрские иерархи попросили его не упоминать во время службы Епифания.
Между тем, митрополиты ПЦУ Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко) не смогли служить в храмах Элладской церкви, вроде бы признавшей ПЦУ. В частности, митрополит Идрский, Спетский и Эгинской Ефрем попросил руководство ПЦУ воздержаться от паломничества в его епархию, поскольку «среди духовенства его митрополии крайне неоднозначное отношение к ПЦУ, и он чувствует ответственность за возможный раскол».
Тем не менее, признаётся вероятным, что ПЦУ будет признана и другими православными церквями. В частности, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко полагает, что за Александрийской церковью могут последовать другие «греческие» церкви — Иерусалимская, Кипрская, Албанская. Кроме того, он полагает, что «политические, антироссийские силы и в Грузии могут на Церковь повлиять, да и в Румынии может это произойти».
Резюме
Смена власти ослабила давление на УПЦ, но не привела к прекращению давления. И то, что «под каток» попала и УПЦ КП, говорит только о преемственности — новая власть так же, как и старая, будет оказывать содействие ПЦУ. Пусть менее агрессивно и по возможности не привлекая к себе внимания.
Более важными являются события, происходящие за рубежами Украины, — раскол мирового православия уже стал фактом. Причём произошёл он на основе отношения к ПЦУ.