Их подозревают в хищении 1,2 миллиарда гривен (3,1 млрд рублей) из кредита, который банк предоставил публичному акционерному обществу «Ви-эй-би банк» в 2014 году.
Гонтарева назвала происходящее «террором», «беспределом», а также местью за его честную работу в регуляторе. По ее мнению, детективы по делу VAB-Банка подозревают в преступлении совсем не тех людей, поскольку на самом деле следовало бы задержать бывшего владельца финансовой организации Олега Бахматюка.
Еще в апреле 2017 года Гонтарева заявляла, что бизнесмен по кредитам банков «Финансовая инициатива» и «VAB-Банк» должен Нацбанку более 10 миллиардов гривен (26 миллиардов рублей).
«Найдите мои публичные выступления, включая последнюю речь в Раде 15 марта 2018 года, где я всегда говорила о проходимце Бахматюке и его двух банках! Вместо Бахматюка и менеджмента этих банков НАБУ задерживает Писарука, честнейшего человека и профессионала и настоящего реформатора, который очищал банковскую систему», — возмутилась Гонтарева.
Сам Бахматюк написал открытое письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому по поводу обысков и задержаний работников его крупной сельскохозяйственной компании «Укрлендфарминг» по делу о миллиардном рефинансировании, которое перед самым банкротством получил VAB-Банк.
По словам бизнесмена, под угрозой оказалась компания, в которой работают 27 тысяч человек, которая производит 1% ВВП, платит 3 миллиарда гривен (7,8 миллиарда рублей) налогов и выплачивает более 3,5 миллиарда гривен (9 миллиардов рублей) зарплаты.
Он отметил, что неоднократно (последний раз — 27 октября) делал предложения Фонду гарантирования вкладов и НБУ конструктивно решить вопрос с задолженностью банка и выплатить 8 миллиардов гривен (20,9 миллиарда рублей) в бюджет, задействовав механизм реструктуризации и привлекая авторитетных международных аудиторов.
Ввиду же действий НАБУ бизнесмен предупредил, что будет защищать компанию в международных судах от «экономических шакалов».
«Бахматюку действительно даже не продали, а всунули этот банк с проблемами. Он действительно пытался спасти банк, инвестировал деньги, но после Евромайдана сделать ничего не смог. И действия прежде всего НБУ привели к тому, что банк был закрыт. Если бы не мешали, банк выжил бы», — подчеркнул эксперт.
Дело в том, пояснил Охрименко, что каждый проблемный банк имеет своего куратора, которого назначают в регуляторе. Этот куратор контролирует все основные операции, а назначили его именно в последний год перед закрытием банка.
«Возникает вопрос, что делал куратор, что довел банк до банкротства. Когда просили назвать фамилии, они отказывались. Но это прямой коррупционный умысел, когда Нацбанк ставит своего чиновника. И то, что после ликвидации банка рефинансирование пропало, это факт. Были деньги — нет денег. И куда оно делось, непонятно», — задается вопросом экономист.
«Связан ли Писарук с VAB-банком, я сказать не могу, пусть следствие разбирается. На рынке были разговоры, что через Писарука можно было решить в Нацбанке какие-то вопросы. И одной из причин его увольнения называли то, что накопилось множество дел и он просто сбежал», — уточнил Охрименко.
По факту, добавил специалист, и Гонтарева, и Писарук, занимались тем, что доводили до банкротства банки, а эти залоги просто разворовывались бывшими собственниками, чиновниками от регулятора и людьми экс-президента Петра Порошенко. По его словам, Гонтарева понимает, что если Писарук начнет говорить, то будет плохо всем.
Есть большой риск, что эту историю просто спустят на тормозах. Но есть еще больший риск, который состоит в том, что наши борцы с коррупцией очень любят деньги. А денег у этих людей много, заключил собеседник издания.