Владимир Зеленский подписал указ «О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства». Согласно этому документу Зеленский по результатам состоявшегося совещания приказал Кабинету министров принять ряд мер в разных сферах общественной жизни. Среди прочего, глава государства поручил правительству разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты, регулирующие деятельность медиа на Украине.
«Предусмотрев, в частности, положения о требованиях и стандартах новостей, механизмах предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации, ее опровержения, запрет физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине», — описал Зеленский свое пожелание к законопроектам, которые нужно подготовить к до 31 декабря.
Эти строки вызвали недоумение не только у украинских работников медиа, но и у некоторых членов правительства.
Техническая ошибка или тревожный симптом?
Министр молодежи, культуры и спорта Владимир Бородянский был одним из тех, кого указ Зеленского удивил.
«Уважаемые журналисты! Вас правильно обеспокоило и возмутило наличие в указе президента слов об установлении «требований и стандартов новостей». Это терминологическое недоразумение, которое возникло из-за ошибочного применения термина «стандарты новостей» в документах Министерства культуры, молодежи и спорта. Мы не собирались и не собираемся регулировать стандарты новостей. Это право исключительно профильного сообщества», — отметил Бородянский.
К тому времени глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко раскритиковал инициативу властей.
«Это не то, чего ждут от власти журналисты и медиа. Изменения в информационном законодательстве должны проходить широкие публичные дискуссии. Находить поддержку и понимание как у журналистов и медиадеятелей, так и у международных институтов», — отметил он.
По словам главы НСЖУ, у власти и так хватает инструментов давления на средства массовой информации.
«Действующее законодательство дает многочисленным правоохранительных органам, спецслужбам и регуляторам достаточно полномочий для борьбы с недостоверной информацией и масштабными манипуляциями и влиянием РФ на украинское информационное пространство. Но очевидная неэффективность такой борьбы — это вопрос к компетентности чиновников и работников спецслужб, но не вопрос уголовной ответственности журналистов и медиа», — указал Томиленко.
В своей записи он несколько раз подчеркнул, что все изменения в информационном законодательстве должны происходить после широких общественных дискуссий и получения поддержки журналистов, медиадеятелей и международных учреждений.
«Драконовские поправки в том виде, как они озвучиваются отдельными представителями власти, это точно не о «реформах» и не об «укреплении государства», как указано в названии указа. По крайней мере, пока законы у нас не регулируют «требования к стандартам новостей», мы имеем право на такие оценки», — подытожил Томиленко.
Слова Томиленко прозвучали на фоне атаки властей на ряд оппозиционных каналов, среди которых оказались не только систематически подвергавшиеся атакам еще при президенте Петре Порошенко «112 канал» и NewsOne, но и связанный с предыдущим главой государства «Прямой». Кстати, по последнему поводу уже высказались и в ОБСЕ.
«Озабочен вчерашним обыском в доме Владимира Макеенко, владельца телеканала «Прямой» в Киеве, Украина. Я призывают следователей уважать свободу слова», — заявил 8 ноября представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир.
И украинские, и зарубежные наблюдатели все чаще отмечают: при новых властях ситуация со свободой слова на Украине не только не улучшилась, а наоборот — вызывает все больше опасений.
В ожидании закручивания гаек
В той же записи, в которой Бородянский пытается успокоить журналистов, он рассказывает о далеко идущих планах украинских властей.
«Что мы собираемся делать: ввести понятия опасная информация, дезинформация, недостоверная информация. Что является очень важным в условиях информационной войны в РФ и возможным финансированием некоторых СМИ страной-агрессором. Введение определений характера информации, как то: новостная, развлекательная, юмористическая и т.п. вместе с возможной обязанностью определять распространяемый контент в соответствии с тем видом контента, к которому относится информация. Это является частью независимого информирования граждан и реализацией их права на информацию», — отметил Бородянский.
В качестве оправдания подобным инициативам министр заявил: украинское государство «создает надлежащие условия для саморегулирования и совместного регулирования».
Таким образом, власти твердо стоят на своем: они намерены зарегулировать информационное пространство.
Примечательно, что такие критически настроенные к нынешней властей и лояльные к прошлой медиэксперты, как Наталья Лигачева, на нынешней Украине притихли.
По крайней мере ту же Лигачеву удовлетворило объяснение Бородянского.
Но некоторые парламентарии все же признали: декларации новой власти вселяют опасения.
«В журналистских кругах вызывает обеспокоенность поручение президента разработать и внести на рассмотрение парламента законопроекты относительно регулирования деятельности СМИ… Я прошу осторожно относиться к таким предложениям, а нашим профильным комитетам по свободе слова и гуманитарной политике начать прямой и системный диалог по этому вопросу, так как на Украине существует тонкая грань между защитой права граждан на информацию и наступлением на свободу слова», — заявила 11 ноября на согласительном совете лидеров парламентских фракций вице-спикер Верховной Рады Елена Кондратюк — член партии «Батькивщина».
Её муж — директор-президент телеканала ICTV Александр Богуцкий, поэтому она знакома со спецификой работы СМИ не понаслышке. Примечательно, что Богуцкий в свое время был президентом StarLightMedia, а сменил его на этом посту талантливый медиаменеджер Владимир Бородянский — тот самый, который и возглавил Минкульт.
В общем, бывалые сотрудники СМИ и политики, не входящие в партию власти, насторожились. Над свободой массмедиа на Украине все сильнее сгущаются тучи.