- Генрих, расскажите нам о своем проекте «Нет войне. Мир с Россией». В чем его суть? Когда он начался? Как вам в голову пришла эта идея? И почему вы решились на эту инициативу в Берлине? Я знаю, что вы на нее собираете деньги. Сколько вы уже сумели собрать?
— Мы здесь, в моем «Антивоенном кафе», в 2013-2014 годах активно следили за событиями в Киеве. Все, что там происходило, открыто поддерживали немецкие политики из ХДС и "Зеленые". В Киеве на Майдане некоторые немецкие политики даже напрямую разжигали протесты. По всей видимости, на Майдане было много правых экстремистов. Немецкие СМИ поддерживали насильственные протесты, даже многие левые им аплодировали или же молчали.
Когда министр иностранных дел ФРГ и другие дипломаты в феврале 2014 года встретились с правой оппозицией и правительством, был достигнут компромисс. Вот только на следующий день произошло невообразимое — путч, выстрелы, много погибших и раненых, насилие против полиции, президент Янукович вынужден был бежать из-за смертельной опасности, а здесь в СМИ было практически одно одобрение, не было протеста.
Затем 2 мая 2014 года последовали ужасные события в Доме профсоюзов в Одессе, точно в годовщину разгрома свободных профсоюзов в Германии нацистами в мае 1933 года.
Последовала открытая война против гражданского населения Донбасса, был сбит пассажирский «Боинг MH17», и все это сопровождалось активными русофобскими комментариями и бездоказательными или лживыми обвинениями со стороны большей части немецких СМИ, или же снова глубокое молчание. К тому же и интеллигенция, художники и многие левые становились все более русофобски настроенными.
Немецкая история, кажется, повторяется. После преступлений Германии во Второй мировой войне, после нападения фашистов на Советский Союз, в который тогда входила и Украина, несмотря на 28 млн жертв, в Советском Союзе забывается тот факт, что без согласия СССР в 1990 году не было бы никакого немецкого единства, потому что Лондон и Париж поначалу были против. Кроме того, было нарушено обещание, что НАТО не будет расширяться на Восток. Поэтому я решился на активные действия по этой теме.
Здесь, в "Антивоенном кафе", я организовал еженедельное музыкальное мероприятие под названием «Мир с Россией», запустил видеоканал «Антивойна ТВ», опубликовал много сюжетов на эту тему, писал статьи, давал интервью и начал распространять плакаты под названием «Нет войне. Мир с Россией!» с изображением мертвого солдата перед Бранденбургскими воротами в Берлине и указаниями альтернативных медийных платформ. Мы распространили в Берлине тысячи плакатов, раздаем их с 2014 года всегда и на 9 Мая, День Победы, перед советским мемориалом в Трептов-парке.
Мы организовали митинги, также с плакатами, раздавали тысячи информационных открыток. Мы активно рекламируем сайт кампании и важные альтернативные СМИ. А также немецкие, российские, латиноамериканские, китайские и альтернативные сайты из Германии, а также и из США. Этой кампанией мы призываем к более активному информированию не только из традиционных СМИ, которые мы не демонизируем, потому что и здесь, хотя и редко, иногда встречаются материалы критически настроенных журналистов.
8 и 9 мая проходят ежегодные памятные мероприятия в честь Дня освобождения от немецкого фашизма и Дня Победы 1945 года. В мае 2020 года эти празднования пройдут в 75-й раз. Мы сейчас планируем более масштабную акцию с плакатами в течение нескольких недель до и после годовщины. Пока что есть пожертвования в размере 6000 евро на более чем 1000 антивоенных плакатов в формате А1, которые будут размещаться специальной рекламной кампанией в течение двух недель. Об этой акции было сообщение и интервью на Sputniknews, я уверен, что к этой акции сбора средств присоединится еще больше людей. Параллельно мы будем развешивать в городе плакаты и самостоятельно. Уже в декабре мы начнем выставку «Мир с Россией» в "Антивоенном кафе".
- Почему у немецких СМИ и политического класса негативное отношение к русскому народу? Или же отношение уже изменилось в лучшую сторону?
— СМИ, фильмы, музыкальная сфера и сфера культуры имеют очень большое влияние на людей, они формируют мнения. На Западе немало людей и концернов, которые оказывают это влияние. И поэтому вся эта растущая русофобия есть и среди населения, хотя многие немцы, несмотря на антироссийские кампании в СМИ, интуитивно понимают, что это нехорошо и неумно. СМИ и политический класс не оставили полностью свой антироссийский настрой после войны, только при Вилли Брандте и Гельмуте Коле была своего рода политическая оттепель. Но сейчас все старые структуры вновь возвращают свое влияние.
Вместе с тем с осторожностью стоит воспринимать и положительную официальную позицию Альтернативы для Германии (АДГ) по отношению к России. АДГ одновременно поддерживает НАТО и дальнейшее значительное повышение военных расходов, восхищается вермахтом, а двенадцать лет нацисткой Германии расценивает как «птичий помет» в немецкой истории. А мемориальный комплекс в Волгограде представители АДГ не посещают принципиально. У АДГ слишком много крайне правых позиций, чтобы можно было утверждать о том, что они друзья России. Конечно, нужно отметить, что любые пророссийские высказывания позитивны. Только нужно спросить также и о мотивах.
Поэтому я постоянно всех отсылаю к позиции российского историка и политолога Вероники Крашенинниковой, которая во многих интервью и статьях подчеркивает, что контакты с правыми в Европе, такими как АДГ, АПС, Лига и пр., однозначно противоречат внутри- и внешнеполитическим интересам России.
Поэтому мы полностью поддерживаем российские немецкоязычные СМИ, потому что они предоставляют платформу такому большому числу критических голосов, в том числе и из движения мира, и им удается включать в свою программу все больше политиков и сторонников традиционных партий и "Левых" и брать у них интервью. Это существенно способствует снижению демонизации российских СМИ.
Однако существуют единичные примеры контрпродуктивной поддержки высказываний правых партий и реакционных мнений в российских СМИ. Например, при оценке переизбрания Эво Моралеса в Боливии и ситуации в Венесуэле и Никарагуа. На Sputniknews cлово дали критикам прогрессивных стран Латинской Америки, которые требовали отставки Моралеса, а также активно критиковали Мадуро и Китай.
Также досадно, что даже в немецкой партии "Левые" есть слишком много голосов, которые не на стороне России, что отчасти объясняет и опасный успех на выборах партии АДГ.
- В вашем "Антивоенном кафе" в центре Берлина показываются видеокадры выступлений Путина, на стенах висят его портреты. Вы поддерживаете Путина. Почему?
— Потому что в немецких СМИ господствует структурная враждебность по отношению к России и Путину, и я решил противопоставить этой враждебной картине другую картину российского президента. Оливер Стоун сделал очень хороший фильм о Путине, который показывает его как человека, очень умного человека, убедительно умного и очень дипломатичного.
Многие посетители "Антивоенного кафе" поначалу бывают шокированы, когда узнают о моей позиции по отношению к Путину. Нет такого похожего места в Берлине, у многих есть ощущение, что оно уникальное, и они задумываются. Снова и снова заметны одобрение, восторг, когда видишь такие позиции. Конечно, особенно среди русских гостей. Но и наоборот — и среди россиян есть ужасно много противников Путина.
Многим скептически настроенным туристам и посетителям я поясняю свою позицию, и некоторые находят ее убедительной. Я поддерживаю Путина, потому что неуважению многих немцев по отношению к России, к ее жителям надо как-то противостоять. Надо выступать против морально обанкротившейся немецкой русофобии, особенно с учетом немецкой истории.
Надо понимать, что Россия вместе с Китаем и большей частью человечества находится на правильной стороне истории. Надо знать, что есть Движение неприсоединения. Факт в том, что 120 стран, входящих в это движение, при поддержке Китая и России выступают за мирное сосуществование — без войн и насильственной смены режимов, без санкций и вмешательства во внутренние дела других стран. Недавно эта идея была четко и ясно сформулирована в заключительном заявлении Конференции неприсоединившихся стран в Каракасе — столице Венесуэлы.
На эти страны даже без России и Китая приходится 55% населения Земли. Еще одним доказательством роли неприсоединившихся стран стал первый форум «Россия-Африка», состоявшийся в октябре в Сочи. В нем участвовали главы 47 африканских государств, главным образом участников Движения неприсоединения. Россия заявила, что готова участвовать в международных усилиях с целью укрепления мира и стабильности на африканской земле, и это должен быть «исходный пункт частного партнерства на основе равенства и взаимного интереса».
Чтобы подкрепить этот исходный пункт, мы пару месяцев назад вместе с активистами из США опубликовали в "Антивоенном кафе" "Глобальное обращение за мир", чтобы потребовать от наших правительств соблюдать в интересах мира во всем мире, международной безопасности и мирного сосуществования принципы Устава ООН, а также соблюдать и защищать международные принципы. Заявление было принято в ходе демонстраций в Нью-Йорке во время заседания Генеральной ассамблеи ООН в октябре. Это заявление подписали многочисленные международные организации, политики и знаменитости, в том числе и для того, чтобы поддержать сознательность участников движений, поддерживающих неприсоединившиеся страны.
Обо всех этих важных фактах мы слышим, за редким исключением, только от СМИ, поддерживающих идею «многополярного миропорядка», которые мы по этой причине всем рекомендуем. В западных СМИ мы также редко слышим высказывания российских президента и главы МИДа. А еще мы практически не слышим заявлений и речей американских политиков вроде Тулси Габбард или Майка Грэвела, которые собираются принимать участие в выборах президента, или Денниса Кусинича и Рона Пола — бывших членов Конгресса США.
Немецкие СМИ игнорируют также высказывания немецких политиков Юргена Тоденхёфера и Вилли Виммера, которые буквально недавно обратились с совместным мирным призывом к правительству Германии. Выступления этих, а также многих других политиков, их движения за мир мы видим, как правило, только в альтернативных, независимых СМИ и в первую очередь в российских СМИ, которые имеют очень большую аудиторию и которые мы поэтому обязательно должны использовать и поддерживать.
- Вы поддерживаете также ДНР и ЛНР, а не Украину, хотя в Германии большинство выступают на стороне именно Украины, а не республик Донбасса. Как вы объясните свою позицию?
— Немецкие политики поддержали Майдан, чтобы помешать Украине развиваться в качестве «связующего звена» между Россией и Западом. Чтобы помешать этому, они поддержали правые, крайне правые и русофобские силы на Украине. Когда они при мощной поддержке Запада свергли правительство в Киеве, тут же начались провокации и дискриминация русскоязычного населения.
Москва заметила это, помешала этим планам, и Крым вернулся в состав России — при поддержке подавляющего большинства населения полуострова.
Потом началась жестокая, противоречащая международному праву война в Донбассе на Востоке Украины — против ДНР и ЛНР, которые ранее, наблюдая агрессивную политику по отношению ко всему русскому, объявили о самоуправлении на своей территории. Германия, ее политический класс, а также немецкие СМИ вместе с США сыграли в этом очень грязную роль.
- Как вам пришла в голову идея открыть в Восточном Берлине «Антивоенное кафе»? Почему именно кафе? Кто ваши постоянные гости? Каковы их убеждения? Что они планируют?
— До 1933 года, то есть до прихода Гитлера к власти, Берлин был городом, где проходили многие антифашистские митинги. Там даже были левые СМИ. Были также и «левые» бары и трактиры, где люди открыто выступали против нацистов и против войны. С 1925 года в Берлине был даже "Антивоенный музей", который в 1933 году захватили фашисты, просто чтобы он стал пресловутым местом встречи нацистов, где даже применяли пытки по отношению к противникам. "Антивоенный музей" был вновь открыт в 1982 году внуком его основателя.
В 2004 году у меня около года была "Антивоенная галерея" под названием Bushtrash в легендарном Доме искусств Tacheles. Мне как субарендатору досталось большое помещение, но не удалось получить постоянный договор аренды. В поисках нового места в центре Берлина я наткнулся на небольшой бар, договор аренды которого мне удалось выкупить у предыдущего арендатора.
В 2005 году мы с женойоткрылинаше "Антивоенное кафе" сначала совместно с двумя молодыми друзьями из Италии и Болгарии, но через год они вышли из дела, чтобы заниматься какими-то другими вещами. Мы хотели создать такое место, где можно было бы открыто и без обиняков обсуждать политические темы — войну, военные преступления, пропаганду. Это должно было быть место в первую очередь для гостей Берлина, для людей искусства и представителей левых сил — место международных встреч.
Мы с радостью приглашаем всех к нам в гости. Мы просим наших посетителей делать фотографии и сами публикуем очень много фотографий с нашими гостями в интернете. Если вбить в поисковике Berlin Antiwar, то можно найти множество изображений и статей. Здесь на протяжении многих лет проводились многочисленные выставки, мероприятия, встречи. К нам приезжали активисты антивоенных движений и даже политики из США. Мы принимаем участие в политических мероприятиях и демонстрациях в Берлине, а сейчас выражаем нашу солидарность с прогрессивными движениями в Латинской Америке, а также с основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем.
Некоторые из постоянных гостей «Антивоенного кафе» сотрудничают с партией "Левые", некоторые поддерживают организованное левым политиком Сарой Вагенкнехт движение #Aufstehen (#Вставай), и в рамках этого мы каждую неделю организуем встречи. Кроме того, мы организовывали митинги против войны в Сирии и демонстрации солидарности с Венесуэлой. Другие наши гости участвуют во всевозможных политических мероприятиях, проходящих в «Антивоенном кафе». И, конечно, к нам регулярно заглядывают многие художники, музыканты и так называемые «берлинские оригиналы».
Вместе с антивоенными активистами из США я участвовал в нескольких международных антивоенных конференциях. World Beyond War («Мир по ту сторону войны») — международное движение за мир, насчитывающее по всему мире 75 тысяч участников, в том числе 500 организаций. "Антивоенное кафе" — его официальный представитель в Германии. Мы также поддерживаем контакты со многими международными группами, которые подписали наш призыв «Многополярный мир против войны».
Речь идет о войне или мире. Каждый, кто поддерживает мир, находится на правильной стороне истории. За мир по ту сторону войны! За мир с Россией!