Процедура импичмента президента запущена в США официально. Как уточнил в интервью телеканалу Fox News член спецкомитета Палаты представителей по разведке Джим Хаймс, слушания в открытом режиме начнутся в ближайшие две-три недели, то есть 17-24 ноября. Как сообщило информационное агентство Reuters, накануне трое сотрудников Административно-бюджетного управления Белого дома — и.о. директора Рассел Воут и его помощники Майкл Даффи и Брайан Маккормак — отказались дать показания (выступления планировались на 6 ноября).
Демократы составили внушительный список свидетелей по делу об импичменту, среди них немало этнических украинцев, чьи показания могут иметь важное значение в ходе расследования.
Украинский фактор импичмента Трампа
10 и 11 октября ответить на вопросы конгрессменов должны были бизнесмены украинского происхождения Игорь Фруман и Лев Парнас, но отказались принимать участие во внутриполитических разборках, и по странному совпадению 9-го числа их задержали по обвинению в незаконном лоббировании интересов иностранного государства в США и нарушении правил финансирования избирательных кампаний, но уже через два дня их отпустили под залог. Кроме того, 14 октября Палата представителей хотела выслушать другого американского бизнесмена — уроженца Одессы Сэма Кислина, который познакомился с нынешним президентом США почти сразу после переезда в Штаты в 1970-х годах. Как утверждают американские СМИ, в 1976 году он продал партию телевизоров в кредит для строящегося Commodore Hotel (ныне — Grand Hyatt New York) — одного из первых бизнес-проектов Дональда Трампа, а в середине 2000-х вместе с другими иммигрантами из СССР инвестировал средства в другой проект Трампа — отель Trump SoHo, ныне известный как The Dominick.
Ещё один этнический украинец — директор по европейским делам Совета национальной безопасности Александер Виндман, которого называют главным экспертом ведомства по Украине — уже дал показания на закрытом заседании, и стал первым из сотрудников Белого дома, представшим перед Конгрессом по делу об импичменте. Политик, который эмигрировал вместе с родителями с Украины в 3-летнем возрасте, заявил, что во время разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским американских лидер Дональд Трамп требовал от него провести расследование деятельности бывшего вице-президента США Джо Байдена и его сына Хантера.
Россия и Украина в США неразлучны
Пока в США полным ходом развивается «Украинагейт», сам Трамп решил вернуться к расследованию спецпрокурора Роберта Мюллера, которое недавно завершилось отсутствием доказательств связей президента с российской стороной. Глава государства хочет теперь установить, кто опорочил его имя, и приказал спецпрокурору Джону Дарему выяснить, на каком основании американские компетентные органы начали в 2016 году контрразведывательное расследование его действий, а также устанавливает обстоятельства начала расследования Мюллера.
"То, к чему придут (генеральный прокурор США — ред.) Билл Барр и Джон Дарем по итогам проверки, будет, мне кажется, очень значимым. Посмотрим, что произойдёт. Я не вмешиваюсь в это. Всё зависит от них. Расследование Джона Дарема очень важное, я считаю его одним из важнейших расследований в истории нашей страны", — заявил Трамп журналистам на лужайке перед Белым домом 3 ноября.
Это расследование президент затеял не просто так — оно может стать контрукраинским оружием в его руках на слушаниях по импичменту в Сенате. Дело в том, что ещё в 2017 году Трамп, которого тогда только ленивый не называл «агентом Кремля», обвинял Демократическую партию в сговоре с Украиной с целью сбора компромата на него во время избирательной кампании.
За последние дни в медиапространстве американской общественности об этой хорошо забытой истории активно напоминают. 2 ноября Министерство юстиции США по решению суда, удовлетворившего иски телеканала CNN и новостного портала BuzzFeed News, опубликовало 500 страниц материалов, включая интервью и электронную переписку, связанных с докладом Роберта Мюллера, из которых стало известно, что бывший руководитель предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт ещё летом 206 года говорил об ответственности именно Украины за взлом на серверы Демократической партии.
Однако гораздо большее внимание американской публики было приковано к документальному фильму журналиста Гленна Ли Бека, известного критика бывшего президента страны Барака Обамы и его протеже на последних выборах Хиллари Клинтон, бывшей первой леди США и бывшего госсекретаря. На протяжении часа он наглядно при помощи схем объясняет, как власти США влияли на внутреннюю политику Украины при Обаме и как украинский фактор влияет на внутреннюю политику США в контексте процедуры импичмента Трампа. В частности, Бек напоминает, что во время предвыборной гонки-2016 консультант Национального комитета Демократической партии американка украинского происхождения Александра Чалупа встречалась с высокопоставленными представителями украинских властей в посольстве Украины в Вашингтоне для того, чтобы разоблачить якобы имевшие место связи между Трампом и Манафортом с одной стороны, и Россией с другой.
Вопреки мнению, что внешняя политика мало волнует население Штатов, журналистское расследование об украинско-американских связях за месяц собрало на YouTube больше 1 млн 100 тысяч просмотров.
«В США Рашагейт и Украинагейт связаны, причём не только среди электората, но и среди Конгресса. Сейчас просят полностью опубликовать доклад Мюллера, чтобы доказать, что Трамп злоупотреблял своими полномочиями, то есть сейчас фокус обвинений — именно эта формулировка. Этот факт взаимоувязывает эти две истории», — сказала в комментарии изданию Украина.ру научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александра Борисова.
По её словам, американские обыватели следит за теми новостями, которые есть у него в доступе, прежде всего, СМИ и социальные сети, при этом люди как правило не утруждают себя поиском каких-либо альтернативных точек зрения, причём это касается не только альтернативы за пределами США, но и пределов их мышления: сторонники демократов ориентируются на новости, которые ругают Трампа, а сторонники республиканцев высмеивают людей, которые ругают Трампа.
«Единственное, на мой взгляд, негативное явление, раскручиваемое медиа — это постоянная скандализированность российских и украинских гейтов, которая, с одной стороны, им позволяет держать публику в напряжении (все понимают, что это прайм-таймы, заработок на рекламе), а с другой стороны, людей уводят от реальных проблем, которые существуют, прежде всего, во внутренней политике. Если посмотреть на предвыборную программу демократов — её просто нет. Остался год до выборов. Если посмотреть на Трампа, действующего, законно избранного президента Соединённых Штатов, его подвергают импичменту, он находится под расследованием, начиная со дня вступления в должность. Люди относятся к этому как к шоу, и никому не приходит в голову задать вопрос "Ребята, а что мы будем делать со своей страной? Как мы будем управлять экономикой? Как мы будем решать социальные проблемы: проблемы в школах, проблемы со здравоохранением, проблемы с экологией?» — подчеркнула эксперт.
Таким образом, предвыборная гонки-2020 в США станет борьбой украинских компроматов кандидатов в президенты — тот, кто сумеет доказать, что его оппонент вмешивался во внутренние дела Украины в большей степени, получит дополнительные баллы. Однако сейчас никто не вспоминает, что присутствие американцев на Украине было постоянно, со дня приобретения независимости: именно США разрабатывали для молодого государства законодательство, создавало средства массовой информации и неправительственные организации. Впрочем, Вашингтон действовал подобным образом во многих странах, прикрываясь «насаждением демократических норм».
В борьбе за умы и сердца избирателей кандидаты обычно делают ставку на обещания повысить уровень жизни, а американские политики вместо того, чтобы думать о благополучии населения и решении проблем, вставших перед государством (рекордный госдолг, проколы оборонных систем), предпочитают втягивать в межпартийные разборки другие страны.