Башня возле железнодорожного вокзала появилась еще при Екатеринославе во времена «индустриального бума» примерно в 1884 году (тогда же, когда и сам вокзал). Ее высота — более 36 метров. Достаточно высокое для того времени сооружение. У нее шесть ярусов и восемь граней.
Особый интерес в архитектурном плане представляет ее «шатер», расположенный наверху. Он сделан полностью из дерева и сохранился с 19 века. Есть версия, что во времена Екатеринославской железной дороги здесь прятались от полиции контрабандисты.
По данным сохранившихся экземпляров газеты «Днепровская молва» (выходила с 1898 по 1901 годы), контрабандисты подкупили смотрителя башни и устроили в «шатре» тайник. Там же преступники несколько раз прятались от полиции. Во второй раз правоохранители их нашли благодаря сыну смотрителя. Маленький мальчик, не зная об уговоре отца с контрабандистами, попросту выдал беглецов за 1 рубль, который ему пообещали дать полицейские.
Контрабандисты в свою очередь послали проклятия и смотрителю, и его семье, когда их уводили правоохранители. Сбылось оно или нет, неизвестно, а вот тайник злоумышленников так и не нашли.
Башня проработала до войны. С помощью нее вода попадала к железнодорожной станции, в депо, мастерские и близлежащие жилые дома.
До сих пор остается загадкой, как башня так хорошо сохранилась во время Второй мировой, когда железнодорожный вокзал очень сильно пострадал. Говорят, что в войну там был небольшой пожар, но его быстро потушили местные жители, поэтому огонь не успел перекинуться на деревянную часть.
Сегодня резные декоративные элементы на «шатре» почернели и разрушаются. Это и неудивительно, ведь дереву на крыше больше 130 лет. Каждый год оно мокнет под десятками проливных дождей, выдерживает снегопады и солнцепек. Без реставрации кровля прослужит максимум 7-8 лет.
Сегодня башня расположена на территории Днепропетровского тепловозоремонтного завода на улице Краснозаводской. Свободного доступа к ней нет. Возможно, именно поэтому она сохранилась лучше своей «сестры» у ДИИТа.
Екатерина Шевцова