- Константин, сегодня исполняется год санкциям. Как, по-вашему, насколько они были эффективны? Достигли ли они своей цели? Как себя чувствуют люди, которые попали под санкции? Сильно ли они от них пострадали?
— Я не думаю, что санкции имели смысл или серьезные последствия. Скорее смысл в моральной стороне вопроса. Россия, введя санкции против политиков и представителей бизнеса, в целом лояльно настроенных по отношению к Российской Федерации и к россиянам, существенно сузила поле для политического манёвра в Украине. К тому же было четко обозначено, какой политической силе отдаётся предпочтение в президентской и в парламентской кампаниях 2019 года, ведь не секрет, что в санкционный список попали те депутаты Верховной Рады — представители оппозиции, которые проголосовали за исключение из фракции Оппозиционного блока Юрия Бойко.
Тенденциозность была более чем очевидной. К тому же в список не попали депутаты, которые, к примеру, совершили недружественные по отношению к России действия — пролоббировали запрет поставок продукции Уралкалия и Еврохима.
И всё лишь потому, что эти депутаты вовремя перешли в партию «За жизнь». Говорить, что такого рода поддержка со стороны России сильно помогла инициаторам введения санкций (а они находятся не столько в России, сколько в Украине), не приходится. В этом процессе больше потеряла Россия — она потеряла потенциальных друзей и союзников внутри Украины.
- Как, по-вашему, может, бывшим членам Партии регионов, которые попали в российский санкционный список, стоит обратиться к руководству России с тем, чтобы черный список был упразднен, ведь обстоятельств, в которых он появился, уже нет?
— Ну с челобитными и покаянными письмами точно никто не будет обращаться. Скорее стоит позвонить на радио, попросить передать для тех, кто лоббировал подобные решения, песню Валерия Меладзе «Смотри, как я без тебя научился жить».
А если серьезно, то снятие санкций должно быть продиктовано общими интересами в политической и экономической сфере, а не средневековыми нормами типа покаянного похода в Каноссу.
- Как вы считаете, Украина и Россия при президенте Зеленском смогут отменить санкции и черные списки, которые появились в условиях сильной конфронтации наших государств? Если да, то что для этого надо сделать?
— Уверен, что списки отменят. Но для этого необходимо понимание стратегии межгосударственных отношений. Чтобы эта отмена содействовала развитию двухсторонних интересов.
Как только нащупаем взаимную перспективу — уверен, списки будут отменены.