В последние месяцы тема украинских трудовых мигрантов в Прибалтике стала все чаще обсуждаться, особенно это видно на примере Эстонии, пишет местное издание Baltnews.
Чего стоят одни только заявления главы МВД Эстонии и лидера Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Марта Хельме, который постоянно требовал ужесточить барьеры для украинских гастарбайтеров.
«Если посмотреть, то ходатайствующих об убежище прибывает к нам больше всего не с Ближнего Востока или Африки, а с Украины. На втором месте — Грузия, затем — Молдавия и только потом — Афганистан и подобные страны», — говорил он.
Что ж, похоже, Март Хельме начинает добиваться своего.
В конце сентября этого года эстонское правительство решило отменить собственное решение (принятое в 2009-м) освободить граждан Украины от уплаты пошлины за выдачу долгосрочной визы. В МИДе прибалтийской республики оправдали подобный шаг тем, что практически 90% украинцев пользуются визой, чтобы трудоустроиться.
Тут следует уточнить, что виза типа D, которая выдается Эстонией на срок от 90 дней до 12 месяцев, позволяет де-факто проходить в прибалтийской стране длительное лечение, обучение, трудоустраиваться и много чего еще. Стоила такая виза 80 евро.
Теперь же с начала следующего года стоимость увеличится до 100 евро. Разумеется, для туристических целей никакой визы не нужно, но это мало что дает. Отдохнуть на украинскую зарплату в Эстонии особо не получится, туда логичнее ездить на заработки, что большинство приезжих и делает.
Но в МВД этой страны уверены, что меры по увеличению стоимости визы для украинцев недостаточно. Нужно что-то более жесткое.
И, кстати, не стоит думать, что чиновники или силовики в прибалтийской республике такие вот кровожадные, что не дают бедным украинцам заработать себе на хлеб. Ситуация, когда на рынке труда процессы становятся абсолютно неконтролируемыми, ни к чему хорошему не приведет. Другой вопрос, что и подходить к этой проблеме надо комплексно, а не «рубить с плеча».
В СМИ стран Балтии все чаще говорят о том, что в регион прибывает все больше украинских гастарбайтеров. Что хуже всего, инициатором такого «притока» становятся сами латвийские, эстонские и литовские бизнесмены, которые де-факто обманывают свои государства. Они нанимают украинцев через компании, которые зарегистрированы в Польше. В Эстонии, например, из-за этого бюджет не получил примерно 14 млн евро.
Возможно, поэтому представители эстонского Союза строительных предприятий предложили использовать опыт других стран и «чипировать» украинских гастарбайтеров. Сразу вспомнили Финляндию, которая практикует подобную меру контроля за трудовыми мигрантами.
Сразу оговорюсь, маленький механизм слежения не вшивают под кожу несчастному рабочему, как в каком-нибудь фильме про мрачное будущее в стиле киберпанка. Просто людям выдают специальные идентификационные карты, благодаря которым правительство и различные силовые структуры, если такая необходимость возникнет, смогут быстро «прогнать по базам» личность конкретного человека.
Разумеется, ситуация с мигрантами в прибалтийской республике — это не засилье выходцев из Африки и Ближнего Востока, как в Германии или Великобритании. Более того, Таллину лишние рабочие руки не помешают. Ведь сами эстонцы предпочитают уезжать на заработки в Западную Европу. А кто-то должен мыть посуду и работать на фермах.
Украинцы, как считает политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, идеально подходят на эту роль.
«В Прибалтике большая проблема с трудовыми ресурсами. Она, можно сказать, одна из важнейших. Многие трудоспособные граждане Эстонии, Латвии и Литвы уезжают в государства Западной Европы, поскольку нет никаких юридических преград, прибалты — граждане ЕС. Более того, большая часть из них отлично знает английский.
Понятно, что такой «исход» нужно как-то компенсировать. Граждане РФ на эту роль не годятся. Слишком уж сильна русофобия в странах Балтии. Если приехать туда на неделю в качестве туриста, то это, может быть, не так заметно. А вот если там жить и работать — это совсем другое дело.
Кто еще из соседних стран может сыграть роль поставщика трудовых ресурсов? Очевидно, что только Украина. Тем более экономическая ситуация там явно неудовлетворительная. К тому же нет языкового барьера.
Эстонцы и украинцы в большинстве своем знают русский, а это значительно упрощает взаимодействие на рынке труда», — считает эксперт.
Политолог также отметил, что глава эстонского МВД не стал бы так усердно эксплуатировать тему украинских гастарбайтеров, если бы не знал все нюансы проблемы, не понимал бы ее масштабы и рефлексию социума.
«Март Хельме будет участвовать в выборах. Не просто же так он постоянно говорит о мигрантах, он понимает, что его рассуждения об украинских гастарбайтерах услышит электорат, значит, в обществе Эстонии есть на такую проблему «спрос». Вообще в любой стране население начинает негативно реагировать на трудовых мигрантов, и тут не вопрос радикализма, расизма или еще какой-нибудь крайности.
Когда процент трудовых мигрантов превышает определенную планку (она может быть выше или ниже в разных странах, но она всегда есть), следует негативная реакция, и общество тут же откликается на предложение элит, которые эту проблему видят», — рассказал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.
Однако, как считает Олег Иванов, чипирование вряд ли поможет. Инициатива МВД Эстонии, может, на какое-то время и сработает, но потом прибалтийский бизнес все равно найдет лазейку. Прямые запреты — это отсрочка, а не решение проблемы растущего потока украинских гастарбайтеров, грозящего превысить ту самую «отметку», после которой коренное население станет относиться к приезжим крайне плохо.
Контроль над украинскими рабочими в Эстонии, безусловно, нужен. В правительстве республики признают, что сейчас невозможно проверить всех иностранцев, работающих в стране, причем их число достигает нескольких десятков тысяч.
Именно поэтому в МВД ратуют за всевозможные поправки в законы, касающиеся трудовых мигрантов, чтобы власти могли контролировать работу организаций, использующих труд украинских гастарбайтеров, впрочем, как и выходцев из других стран СНГ.
Вот только попахивает это все популизмом. Как недавно в одном из прибалтийских СМИ рассказал представитель Союза строительных предприятий Эстонии Райво Ранда, если фирма мошенничает, то она продолжит это делать, только прежде заплатит штраф.
И тут мы плавно подходим к проблеме «параллельного мира», в котором пребывают некоторые эстонские политики. Популистские меры и лозунги в стиле «Украинец? Значит, получай чип!» ничего хорошего эстонской экономике, которая страдает от нехватки рабочей силы, не принесут.
Так проблемы не решаются, «топорные методы» и все более жесткие преграды для всех украинцев без разбору принесут вред как гастарбайтерам, так и самой Эстонии.
Более подробно в беседе с Baltnews об этом рассказал экономист, ректор Института экономики и управления Ecomen Ханон Барабанер.
«Учитывая условия, в которых Эстония находится сейчас, она объективно нуждается в гостевых рабочих. Но тут важно отметить, что стране требуется не просто большое количество непонятных людей. Нужны трудовые мигранты определенных профессий и специализаций. Грубым количеством проблему на рынке труда в Эстонии не решить. Нужен не просто работник, а человек с именно тем перечнем навыков, которые сейчас наиболее актуальны для Таллина», — объясняет эксперт.
Ректор Института экономики и управления также подчеркнул, что есть определенная последовательность для привлечения трудовых ресурсов извне. При этом акцентировать внимание на том, какой именно национальности гастарбайтеры, бессмысленно. Важно не какой цвет кожи, что написано в паспорте или какой у человека разрез глаз. Важно, что он умеет, что он может дать государству, в которое приехал на заработки.
Оригинал публикации