Грядущие выборы в сейм и сенат Польши заставляют провести определенную ревизию двусторонних отношений в такой сложной и противоречивой сфере, как трудовая миграция украинцев на территорию западного соседа страны.
По оценкам Национального банка Польши, сейчас в стране работает около 1,5 миллиона украинских граждан. Похожие цифры в начале 2019 года опубликовала аналитическая компания Selectivv. Там посчитали, сколько владельцев смартфонов с польскими симками пользуются интерфейсом на украинском или русском языке и хотя бы раз в году пересекают польско-украинскую границу. Таких оказалось 1,27 миллиона — специалисты компании уверены, что это самая точная оценка количества украинцев в Польше.
«С 2014 года миграция в Польшу выросла в пять раз», — сообщила агентству Укринформ руководитель консульского отдела посольства Украины в Польше Светлана Крыса. По данным польского правительства, среднестатистический трудовой мигрант из сопредельной страны сегодня — это молодой человек в возрасте от 20 до 39 лет с высшим или неоконченным высшим образованием, приехавший из небольшого города, расположенного в центральной или западной области. Кроме того, около 200 тысяч украинцев находятся в Польше и имеют разрешение на более длительное проживание.
Польша создает систему правил, которые призваны стимулировать приток рабочей силы с соседних территорий. Например, власти в Варшаве намерены провести широкомасштабный экономический эксперимент, освободив от подоходного налога всех граждан моложе 26 лет. Эта мера призвана сократить миграцию молодых поляков на Запад, но она, прежде всего, посеяла панические настроения на соседней Украине.
«Новый закон об освобождении от подоходного налога — отличный стимул для молодых украинцев бежать к соседям в поисках лучшей жизни, подальше от нашей коррупции и неопределенности, — считает преподаватель Эдинбургской бизнес-школы Иван Компан в статье в журнале «Новое время». — Мало того что жизнь по ту сторону западной границы элементарно комфортнее в психологическом и бытовом плане, так теперь еще и налоги можно не платить».
Эксперт подчеркивает, что бой за синих воротничков среднего возраста Украина уже безнадежно проиграла европейским работодателям — миллионы трудоспособных и высококвалифицированных украинских рабочих и инженеров давно строят экономики других стран.
Однако в социально-бытовой сфере конкуренция на польском рынке труда ведет к росту антиукраинской ксенофобии. Один из ресторанов города Гдыня поместил объявление о найме шеф-повара, сопроводив его припиской: «Никаких украинцев или им подобных». Это вызвало возмущение в социальных сетях, однако владельцы заведения отозвались на критику в еще более оскорбительном для украинских граждан тоне: «Мы рады всем клиентам, однако недолюдям — нет».
Польские правозащитники вступились за украинских граждан. Центр мониторинга расистского и ксенофобского поведения подал заявление о совершении преступления и потребовал вмешательства Национальной инспекции труда, а мэр Гдыни Войцех Щурек вместе с сенатором Славомиром Рибицьким демонстративно посетили соседний ресторан, принадлежащий украинской семье.
Но это не останавливает рост ксенофобских настроений и преступлений, совершаемых поляками против приезжих украинцев.
За последние четыре года количество случаев дискриминации украинцев в Польше выросло в шесть раз. Об этом в сентябре заявила омбудсмен Украины Людмила Денисова на встрече со своим польским коллегой Адамом Боднаром. Денисова выразила обеспокоенность растущей тенденцией ксенофобии, дискриминации и вражды на почве ненависти по национальному признаку по отношению к украинским мигрантам.
Поэтому вслед за увеличением объемов денежных переводов на родину растет число случаев, когда украинских заробитчан оскорбляют, унижают и избивают только за то, что они говорят на родном языке. Их положение остается стабильно тяжелым. В августе стало известно, что их все чаще заворачивают на польской границе, используя для этого самые разные поводы и предлоги.
Согласно данным польской пограничной службы, за шесть месяцев нынешнего года количество отказов во въезде в Польшу выросло более чем на 12%. В первом полугодии через кордон не смогли пройти 28 тысяч украинцев, получивших биометрические паспорта.
По словам руководительницы консульского отдела посольства Украины в Польше Светланы Крысы, в течение 2018 года и в первом полугодии 2019 года на территории Польши умерли и погибли 794 украинца — причем она особо отметила, что часть этих смертей связана именно с работой на производстве.
Но разваливающаяся экономика и растущая на Украине безработица, вооруженный конфликт на Донбассе, страх оказаться мобилизованным в армию и отсутствие перспектив подталкивают молодых людей в сторону пограничных переходов на украинско-польской границе.
«В тот день, когда Романа избили, его радиоприемник не работал», — пишет издание Politico в материале под заголовком «Для украинцев в Польше есть работа, но нет безопасности».
33-летний украинец, работавший водителем в компании Uber, посадил в свою машину в Варшаве шумную группу молодых людей, которые попросили его включить в машине польскую танцевальную музыку. Когда он сказал им, что не может этого сделать — а еще он отказался отдать им свой телефон, с помощью которого он слушал свою собственную музыку, — они стали вести себя агрессивно и использовать крепкие выражения.
«Они сказали мне, что я не уважаю польскую культуру», — сказал Роман, вспоминая о том инциденте.
Водитель решил остановить автомобиль. Подвыпившая кампания вышла из машины, и он начал снимать их на телефон. В этот момент молодые люди пустили в ход кулаки. «Мы живем не на Украине, где все бьются за кусок хлеба, мы живем в Польше», — кричали они. Для Романа — в тот раз он отделался травмами ног и головы, а также крупным счетом за ремонт машины — это проявление насилия стало еще одним примером предвзятого отношения, с которым украинцы сталкиваются в польской столице, констатирует автор.
По крайней мере, частично причина роста антиукраинской риторики связана с укреплением позиций правящей в Польше партии «Право и справедливость», считает Мирослава Керик, глава фонда «Наш выбор», оказывающего поддержку украинцам в Польше.
Партия «Право и справедливость» пришла к власти в 2015 году на волне направленной против иммигрантов кампании, «которая способствовала формированию неприязненного отношения к иностранцам и беженцам», — сказала Керик.
Первоначально объектом критики были мусульманские мигранты, которые, по мнению руководства партии «Право и справедливость», могут принести ислам в Польшу, однако подобная риторика правительства повлияла и на отношение поляков к украинцам.
За последние пару лет в Польше участились случаи проявления насилия в отношении представителей этнических групп, а количество преступлений на почве ненависти в период с 2013 по 2016 год увеличилось в два раза. Эти данные приводит ведомство генерального прокурора страны.
По оценке омбудсмена Польши по правам человека, количество преступлений на почве ненависти в отношении украинцев только в одном регионе Польши в период с 2016 по 2017 год составило 44 тысячи.
Что касается украинцев, то их страх усиливается из-за традиционно натянутых отношений между двумя нациями. Здешние политики часто возлагают вину за массовые убийства польских мирных жителей во время Второй мировой войны на украинских повстанцев, которые были союзниками нацистов.
В социальных сетях исторические события часто используются как повод для выражения пренебрежительного отношения к украинцам, а также для подчеркивания своего превосходства над ними, указывает журналист.
Хотя Польша традиционно является страной эмигрантов, а не иммигрантов — она поставляет дешевую рабочую силу в такие страны, как Великобритания, Германия и Франция, — многие поляки обеспокоены тем, что из-за украинцев, согласных работать за гроши, заработная плата в стране остается на низком уровне.
Те поляки, чьи родственники и друзья сегодня трудятся в Западной Европе, хотели бы, чтобы местные работодатели повысили заработную плату и таким образом заманили их близких назад на родину. «Почему мои дети должны жить на Западе, когда здесь работают одни украинцы?» — задает вопрос госпожа Шулецкая из Варшавского университета, выражая общие настроение многих поляков.
Но винить в этой парадоксальной ситуации не стоит тех людей, которые «закрывают бреши», связанные с недостатком в Польше рабочей силы, подчеркивает автор.
На предстоящих 13 октября выборах консервативная партия «Право и справедливость», впрочем, как и либералы-консерваторы из «Гражданской платформы», имеет неплохие шансы сформировать крупные фракции в польском сейме.
А это значит, что Украина останется для Польши источником дешевой рабочей силы, на Украину продолжат поступать денежные переводы, а на территории Польши украинские гастарбайтеры, как и прежде, будут приоритетной целью для местных шовинистов.
При подготовке материала использовался перевод сайта inosmi.ru