До того как Пристайко сделал свое заявление, по Украине прокатилась волна акций протеста националистов против «формулы Штайнмайера», самая крупная из которых прошла 6 октября в центре Киева. Ее участниками стали от 5 до 10 тыс. человек.
Протестовать против отвода войск и выборов в Донбассе националисты намерены и 14 октября, в новый государственный праздник — День защитника Украины. На эту дату запланированы наиболее масштабные акции.
- Михаил, Борисович, как вы считаете, связан ли перенос разведения войск в Донбассе с активностью радикалов?
— Нет никаких сомнений в том, что этот перенос связан с акциями протеста «Нет капитуляции». И попытка министра иностранных дел объяснить это обстрелами не выдерживает никакой критики. Если обстрелы были несколько дней тому назад, почему не сказали, что мы переносим…
Это очень плохой сигнал. Раньше это была фирменная марка Порошенко и компании. Зачем этому учиться…
- Сейчас националисты фактически срывают договоренности, которых достиг Зеленский. Есть ли у него политическая воля разобраться с радикалами, решить этот вопрос? И какие могут быть варианты решения?
— Очевидно, что они не нашли каких-то способов разобраться с этим. Они абсолютно не реагируют на то, что приказы главнокомандующего не выполняются, причем демонстративно не выполняются.
То есть пока команда Зеленского демонстрирует слабость. Возможно, им потребуется какое-то время, чтобы собраться с мозгами и инструментами, которые им доступны, и принять какие-то решения. Но мы это увидим через несколько дней, я думаю, 14-го числа уже увидим.
- На ваш взгляд, какую роль может сыграть глава МВД Арсен Аваков в этой ситуации? Выступит ли он на стороне президента, или будет разыгрывать какой-то свой сценарий?
— Трудно сказать. Аваков же маневрирует. Мне представляется, что цифра участников акции на Майдане завышена. Обычно же полиция называет уменьшенные цифры. Это дело очень специальное — оценить 6-7 тыс. там было или 10 тыс. В общем, полиция заявила, что было 10 тыс. Многовато, мне кажется…
Я думаю, что он будет оценивать динамику, на чьей стороне сила и правда. Ну, правда понятно на стороне мира, а сила неизвестно на чьей. Например, если 14-го числа на Майдане соберется 50 тыс. народу, то не факт, что он будет исполнять приказы главнокомандующего.
А если там соберется те же 10-12 тыс., то, скорее всего, продолжит работать в качестве министра внутренних дел.