Макеевский шахтёр Леонид Сергиенко, человек, который почти три десятка лет отпахал под землёй, был услышан не просто родными и земляками, а, кажется, всем огромным миром. Победителем второго сезона шоу «Голос 60+» стал донбассовец, за которого в финале проголосовали чуть больше 70 процентов телезрителей.
Имя Леонида Сергиенко, конечно, известно дончанам, но лишь тем, кто в теме. Прославившийся донбассовец в родных краях до обрушившейся на него славы собирал совсем небольшие залы, но те, кто его слышал хотя бы раз, уже не могли забыть его невероятный голос. В концертном зале Дома работников культуры Леонид выступал не менее десяти раз.
Когда его услышала знаменитая певица Алина Коробко, она сказала в свойственной ей манере: «Боже ж мой, что же я Вас раньше не знала…» Сергиенко стал периодически приходить к Коробко.
Я не знаю, сколько октав у него диапазон, но звучит его голос невероятно, мощно, наполнено. Музыканты часто говорят, что у них голос просыпается около 11 утра. Мне кажется, Сергиенко можно поднять на утреннюю смену, и на ночную даже, а он сможет петь, да еще и как! Его невероятный рокочущий глубокий голос, своей мощной волной он покоряет слушателей.
Леонид Сергиенко неоднократно принимал участие в программах для шахтёров, у него были и персональные вечера. Как правило, Леониду аккомпанирует Елена Маркарян, концертмейстер, преподаватель фортепиано музыкальной школы № 1 города Макеевки. Конечно, все, кто хотя бы раз слышали Сергиенко, понимают, что у него уникальный талант, который, кажется, проснулся буквально вопреки ожиданиям. Был шахтёр, ну и был бы шахтёр, а сегодня мы говорим о том, что сила его голоса стоит вровень со многими известными именами оперных певцов.
«Я с ним познакомилась давно, когда ещё работала в центре украинского бельканто, — вспоминает Елена Маркарян, — он однажды туда пришёл. Он всё время искал, у кого бы поучиться. Это был, кажется, 2005 год. Потом я ушла из этого центра. После моего ухода мы периодически делали совместные программы. Иногда чаще, иногда реже. Конечно, у него невероятный голос. Он брал и соль диез и си бемоль первой октавы. Диапазон у него около трёх октав. И теноровые партии он пел. Всё, что мог на слух, всё пел. Он же нот не знает… Знаете, со вчерашнего дня я задаюсь следующим вопросом: такая слава сейчас на него обрушилась, вернётся ли он в Макеевку или уже останется пожинать плоды славы в Москве, в России? В 2017 году у нас с Леонидом был большой концерт в художественном музее. Он тогда пел украинские песни и русские романсы…»
«Через тернии к звёздам»
«Это, действительно, более, чем знаменательное событие! Для нас, для работников искусств, — делится со мною переполняющими её впечатлениями народная артистка Украины, профессор Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева Алина Коробко, — Сергиенко я знаю уже десяток лет. Я знаю, как он бился, чтобы его услышали. Он пришёл ко мне в класс в музыкальную академию и сказал: «Арина Николаевна, помогите мне попасть в какой-нибудь концерт. Может быть ещё куда-то». Это было в первый раз! Это было очень давно! Я попросила его спеть, это первое, что я ему сказала!».
По воспоминаниям Алины Коробко первой он спел песню «Душечка». Видавшая многие виды и слышавшая множество голосов Алина Коробко расплакалась. «Я Вам передать не могу, — вспоминает Коробко, — как я плакала! Он представился мне тогда: шахтёр из Макеевки. А я сказала ему: «Как же так получается?! Вы закопали свой талант… Сколько Вам лет?» Тогда ему было 60 лет, сейчас вот уже 69 лет. Я продолжала говорить ему: «Вы понимаете, что Вы закопали тот талант, который дал Вам Господь?! Вы же сами слышали этот свой голос, Вы должны были понимать, что он необыкновенный у Вас! Где Вы учились?» «Да как я его слышал, — отвечал Леонид Алине, — учился я по Анатолию Соловьяненко, ставил пластинки, слушал и учился петь». Тогда я решила, что постараюсь сделать всё возможное для Леонида…»
Первым делом Алина Коробко отвела Леонида в филармонию, Сергиенко прослушали и вынесли вердикт, что голос и правда уникален, но работать с ним почти невозможно, так как он совсем не знает нот. «У него настоящий академический вокал, — радостно констатирует Коробко и тут же сетует, — и при этом он совсем не знает нот, в общем, в филармонии ему отказали. Потом была похожая история с оперным театром. И вдруг я его увидела в этом году в июне месяце в консерватории. Он вошёл ко мне в класс, а в руках были какие-то бумажки». Оказалось, что Леонид Сергиенко решил поступить в музыкальную академию.
Первой загвоздкой на пути к мечте стало отсутствие аттестата, он когда-то много лет назад учился в техникуме, и, кажется, аттестат остался там. Алина Коробко тогда спросила нашего героя: «Аттестат-то найдут, а как быть с музыкальной грамотой? К Вашему уникальному голосу надо хоть немножко знаний». Выяснилось, что с музыкальной грамотой по-прежнему никак. В итоге по специальности Сергиенко получил 100 баллов, а вот гармонию завалил.
«Знаете, — говорит Алина Коробко таким пронзительным голосом, что мне кажется, она сейчас запоёт, — я была безмерно счастлива, когда поняла, что он победил. Я видела, как Леонид переживал! Когда ему вручили сертификат на миллион, он его даже как-то смущённо взял. Я не видела радости, он её скрыл от всех. Я была безмерно горда! Это ведь провидение Господне, который прислал его туда, на это шоу, дабы его услышал весь мир! Бог дал ему этот голос, чтобы он отдал его людям! И он отдал! Я часто повторяю, что голос разговорный дан всем, а певческий только избранным. Господь дал Леониду уникальный голос. По силу, по объёму, по красоту, по всему, просто ему немного не хватило образования, но он всё равно показал свой голос! В этом счастье! И его счастье, и наше!»
«Вышел в степь донецкую парень…»
Особенно нам, землякам, полюбился номер, в котором Леонид Сергиенко поёт культовую песню, от которой щемит сердце любого донбассовца. Поэт Борис Ласкин и композитор Никита Богословский в 1939 году написали песню для фильма «Большая жизнь». В киноленте её исполняет герой Лаврентия Масохи. А в 1940 году Марк Бернес, исполнивший в фильме роль инженера Петухова, выпустил пластинку с записью песни. Песня «Спят курганы тёмные» — это песня болельщиков футбольного клуба «Шахтёр», какое-то время она была гимном родной для Сергиенко Макеевки.
Вскоре после появления песни «Спят курганы тёмные» шахтёры подарили Никите Богословскому большой кусок антрацита, на котором были написаны дарственный текст и отрывок их песни.
А разве могло быть иначе?
Знаешь, дорогой читатель, всегда очень волнительно писать о великих донбассовцах, но одно дело писать о тех, кого уже нет с нами, чей талант проверен временем и множеством иных публикаций, и совсем другое дело радоваться невероятному потрясающему успеху во времени настоящем. Это радость, это чудо, это дар! А с другой стороны?! А разве могло быть иначе? Разве не ехал наш Леонид Сергиенко за победой и только за ней? Разве не было его целью, чтобы голос Донбасса был услышан! Пусть так! Пусть хотя бы через песню! И голос был услышан, и пусть так будет всегда, потому что народ Донбасса заслужил, чтобы его слышали.
Сегодня по случаю победы Сергиенко я поговорила с Александром Парецким, директором Донецкой филармонии. «Леонид Фёдорович, безусловно, один из талантливейших самородков донецкой земли, — сказал Парецкий, — тому, на что способен он в вокале, другие учатся годами и десятилетиями. И даже упорный труд не даёт таких результатов. Его пример — доказательство тому, что никогда не поздно начинать. Конечно, в своё время ему нужно было подкрепить природный дар теоретическими знаниями: освоить нотную грамоту, сольфеджио… Уверен, что сегодня бы он блистал не только на эстраде, но и на оперной сцене. В Донбассе он известен в профессиональной среде, мы его знаем, как настоящего таланта из народа. Два года назад он приходил в филармонию на прослушивание. Мы были покорены и восхищены его голосом. Но отсутствие у него музыкального образования и возраст стали преградой для постоянной работы. Но сегодня я счастлив за него, за то, что его узнала вся Россия, он обрёл искренних поклонников. Благодаря ему о Донбассе сегодня говорят не только как о сражающемся за свои права регионе, но и как о крае талантливых людей. Донецкая филармония всегда рада сотрудничеству с Леонидом Фёдоровичем. Возможно, свой 70-летний юбилей в следующем году «макеевский соловей» отметит концертом на сцене филармонии».
И подводя итог, не могу не вспомнить слова, которые много лет назад от кого-то услышала и запомнил на всю жизнь. Не могу сейчас даже вспомнить говорившего, но слова эти надо высечь в камне, чтобы всякий желающий славы знал: Донецк — особенный город, чтобы стать его героем, надо уехать, прославиться где-то, а потом вернуться к родным пенатам, и только тогда слава твоя будет признана земляками, как настоящая. Кажется, мой сегодняшний голосистый герой подтвердил эти слова. Его путь к славе был длинным и очень извилистым, но результат превзошёл все ожидания!