Сенсация из «Екатеринославских епархиальных ведомостей»
Узнать новую информацию удалось после просмотра электронной версии официального издания — газеты «Екатеринославские епархиальные ведомости», выложенной для всеобщего обозрения в Интернете на сайте «Духовенство Русской Православной церкви в ХХ веке».
В номере за 1 января 1914 года, в неофициальном отделе, была опубликована большая статья известнейшего юзовского священника, заведующего Братским училищем, Иоанна Трухманова под названием «Светлый, памятный день в жизни Юзовского Братского училища», где подробно рассказывалось о торжествах 17 ноября 1913 года. В тот день состоялось освящение нового здания Юзовского Братского училища, что сохранилось до наших дней и находится по улице Челюскинцев, 49.
В частности, в этой статье сообщалось о том, что: «…новое здание Спасо-Преображенского Братства в 2 с половиной этажа, с единственным в поселке Юзовке по размером залом, в два света, при водяном отоплении и электрическом освещении… В Преображенском храме поселка Юзовки Божественную литургию совершал в сей благознаменитый день праздника церковной школы Председатель Екатеринославского Епархиального училищного Совета, Ректор Екатеринославской Духовной Семинарии, протоиерей отец Андрей Васильевич Одинцов, в сослужении местных священников: о. И. Трухманова и о. Д. Кащенко, диаконов о. М. Зацепина и о. П. Кочевского. После литургии протоиерей о. А. Одинцов обратился к присутствующим с глубоко-прочувственным словом о ценности дара веры в наше время и единении с Церковью…».
«…Достойно внимания всякого верующего сердца, что просветительно-школьное дело Юзовского Братства в основании своем имеет святую молитву и благословение Батюшки-молитвенника всей России о. Иоанна Ильича Сергиева, кроме благословения, положившего в начало дела свою лепту в сто рублей. Эта лепта незабвенного Батюшки была повторена им три раза и каждый раз подбадривала братчиков на довершение непосильного дела. Верим и надеемся, что по молитвам народом любимого пастыря о. Иоанна Ильича пребудет на Братском деле и благословение Отца Небесного», — таким образом завершил свое повествование автор.
В ниже опубликованной речи протоиерея Андрея Одинцова также упоминается имя Иоанна Кронштадтского.
«…Двадцать лет тому назад, в поселке Юзовке была одна — единственная начальная народная школа Новороссийского общества, открывавшая двери для детей рабочих. А так как жизнь в бойком поселке Юзовке требовала от обывателей хотя бы простой грамотности, то несли ее кадры самозванных учителей-кустарей из отставных солдат или людей неопределенного положения. Отсюда сама жизнь намечала Братству первый шаг деятельности — открытие школы и постройки здания.
Второе доказательство от священника Евгения Матвеевского
Некоторые новые подробности к этой информации также в «Екатеринославских епархиальных ведомостях», но в №6 за 21 февраля 1914 года добавил еще один очень известный священник Юзовки — протоиерей Евгений Матвеевский. Вначале он рассказал о личности Акима Ивановича Куприянова.
«Вопрос, волновавший каждого юзовца, коснулся чуткой души Акима Ивановича и он решил его просто, по-своему, но правильно: "нужно нести во тьму народную свет, свет от святой церкви и Божьего храма". С этой поры Аким Иванович делается, мало сказать, труженником, — делается подвижником идеи "Свято-Преображенского церковного Братства в Юзовке". Аким Иванович, по рождению дворянин, занимал скромное место в конторе завода. Был он глубоко верующий человек: ни одна церковная служба не проходила, чтобы Акима Ивановича не было в храме и притом в высоко приподнятом духовном настроении…», — сообщил священник Евгений Матвеевский.
«…В тяжелые минуты Братской жизни Аким Иванович списывается с примопамятным о. Иоанном Кронштадтским, получает от него денежные пожертвования и благословения и тем молитвенно связывает Братство с великим молитвенником земли русской…», — вспомнил в своем письме-статье сын первого священника Юзовки.
Выполнять наставления Святого Иоанна Кронштадтского
P.S. К сожалению, после просмотра хранящихся в фондах Государственного архива ДНР дел, касающихся Братской школы в Юзовке, не удалось отыскать архивное подтверждение вышеуказанной информации. Но это не значит, что она неправдива. Дело в том, что в архиве нашей Республики сохранилось лишь небольшое количество документов Братской школы и то за уже начало ХХ века. И журналы полученных телеграмм Юзовской почтово-телеграфной конторы имеются уже фактически за годы перед Октябрьской революцией и Гражданской войны в России.
Важно другое. Школьное дело и в современном Донецке находится под святой молитвой Иоанна Кронштадтского. Теперь дело только за нами — выполнять наставления Святого.
Анатолий Жаров, «Правда ДНР»