НИ: чисто одесский танк

Осаждённая Одесса. Ночь на 20 сентября 1941 года. Вдруг со стороны советских окопов вспыхивают десятки фар, тишину южной ночи разрывает рёв моторов, грохот гусениц и вой сирен… Непроспавшиеся румыны в панике бегут. «На испуг взяли», – смеются одесситы. Так получил своё имя чисто одесский танк
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Оборона Одессы 5 августа — 16 октября 1941 года прославлена многими своеобразными эпизодами. Одним из них стало появление самодельного танка НИ, что расшифровывалось как «На испуг» или «На истребление». Другие названия этого устройства — «Январец» и «Одесский танк».

По сути это был не танк, конечно (танк предполагает самостоятельную конструкцию), а бронетрактор. Т.е. сугубо гражданский механизм, оснащённый бронёй и вооружением.

В осаждённой Одессе было выпущено свыше полусотни (по разным данным, от 55 до 69) таких машин в нескольких версиях. Основными производителями были завод им. Январского восстания (отсюда «Январец»), а также Судоремонтный завод №1, Канатный завод, Завод им. Ленина и завод «Красная гвардия». Особую роль играли трамвайные мастерские, где имелся карусельный станок для нарезки зубчатых венцов погона башни.

В качестве базы чаще всего использовался трактор СТЗ-5.

Бронирование состояло из двух листов корабельной (по другим данным — котельной) стали толщиной 8-10 мм, между которыми были вставлены дубовые доски и/или слой резины. По городской легенде, на танки ставили броню с броненосца «Потёмкин», но на корабле не могло быть брони столь ничтожной толщины.

В центральной части корпуса бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с люками, в которую устанавливали вооружение. Первые два бронетрактора изначально получили башни с короткоствольным 37-мм орудием от не подлежавших восстановлению двухбашенных танков Т-26, но центр тяжести у них оказался расположен слишком высоко, и после испытаний на полигоне пушки в башнях заменили на пулеметы.

«И назван мой город героем». Золотая звезда 12 городов и одной крепостиЗвание героя для городов или вручение персональных наград не только людям, но и организациям — уникальная особенность, присущая только нашей военной истории. Многие населенные пункты в Европе были оккупированы, но трудно себе представить, чтобы звания города-героя были достойны, например, Париж или Брюссель.

Следующие бронетракторы были оснащены самодельной вращающейся башней, в которую устанавливали пулеметы. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ, но в воспоминаниях говорится о машинах с тремя и даже четырьмя пулеметами. Минимум на один танк была установлена 37 мм горная пушка и на еще один — огнемёт (они тоже производились в Одессе). По некоторым данным, были и машины с 45 мм танковой пушкой 20К (штатное вооружение советских лёгких танков Т-26 и БТ). Но более вероятно, что это были просто муляжи орудий.

Скорость некоторых бронетракторов достигала 20 км/ч, но нормой было 7-8 км/ч.

Трактора довольно интенсивно использовались в боях. Впервые они были использованы в конце августа 1941 года, когда взвод в составе настоящего танка и трёх НИ обратил в бегство румынскую пехоту.

Название же «На испуг» появилось после того, как в ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков атаковали румынские позиции с включёнными фарами и сиренами, чем произвели на вражеских солдат огромное впечатление. Вообще же НИ были очень шумными и ненадёжными, а их бронирование — условным.

При эвакуации Одессы большая часть этих машин была уничтожена, но порядка полутора десятков были просто брошены и использовались румынами в качестве учебной техники.

В литературе обычно утверждается, что появление танка НИ — чисто одесская инициатива. Однако это не совсем так. Планы относительно использования тракторов и грузовиков в качестве эрзац-танков и бронеавтомобилей разрабатывались ещё в 20-е годы (тогда это было актуально, потому что технические характеристики сельскохозяйственного трактора и танка различались несущественно).

Решение же о производстве импровизированной боевой машины ГКО принял ещё 19 июля 1941 года. Вполне вероятно, что разработка танка в Одессе велась во исполнение (или с учётом) этого постановления.

Помимо НИ довольно большой серией был выпущен бронетрактор ХТЗ-16 на основе трактора СХТЗ-НАТИ. На тракторе изменили некоторые узлы (чтобы увеличить размер кабины), установили броню (до 30 мм в лбу), пушку 20К и пулемет. Всего на ХТЗ было выпущено 142 бронетрактора, большая часть которых была потеряна в боях 1941-42 годов в районе Харькова.

75 лет освобождению Одессы: «золотой мост» для генерала ХоллидтаХотя Одесса и расположена у самого Черного моря, на историю ее освобождения в апреле 1944 года значительно повлияла пресная вода. В одном из боев, развернувшихся вначале на удалении от города, был захвачен румынский офицер, сообщивший, что городу грозит экологическая катастрофа

Ни одного НИ на настоящий момент не сохранилось, но есть несколько артефактов, которые на НИ выдаются.

Два из них находятся в Одессе — на постаменте на пересечении улиц Разумовской и Мясоедовской и на мемориале 411-й береговой батарее. Это самоходные макеты, сделанные для съёмок в кино, и они наиболее похожи на сохранившиеся фотографии и описания реальных машин.

В бронетанковом музее в подмосковной Кубинке выставлен послевоенный макет, больше похожий на ХТЗ-16 (версия этой машины в музее «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме более похожа на оригинал и, главное, не прикидывается НИ).

Есть НИ в музее Северного флота — это тоже весьма приблизительно исполненный послевоенный макет, без башни и вооружения.

В Киевском музее Великой Отечественной войны под табличкой НИ стоит неизвестный науке зверь. О нём можно сказать только то, что он послевоенный, базируется на тракторе и вооружён стволом от 37 мм зенитки 61К.

Рекомендуем