В бывшем киевском Музее Великой Отечественной войны открылась выставка «Неоконченная война». Сейчас этот музей посвящен истории Украины во Второй мировой войне, что и внесено в его новое название. То есть идеологи и исполнители новой украинской парадигмы видят страну как отдельного субъекта самой большой войны в истории человечества. Хотя оснований для этого немного, но чего не сделаешь для создания фронтира — барьера между Россией и Европой?
Во время самой войны этим фронтиром занимались активные участники ОУН-УПА, ныне официально признанные в Украине участниками освободительных движений. Хорошо, что на украинском языке, а не на языках Евросоюза. Потому что во Франции, например, вооруженных гитлеровцами украинских националистов помнят как активистов охоты на маки — местных партизан, участников движения Сопротивления.
Если же говорить о самой выставке, то следует отметить узнаваемые по творческому почерку пространственные инсталляции известного украинского художника Антона Логова. Очень ему удаются городушки из (…) и палок. Почему и приглашают во всякого рода бюджетные проекты без хрома и глянца — вытащит идею на одном таланте! Одна из его нынешних инсталляций называется "Отражение памяти", что уже может трактоваться как приглашение к путешествию во времени и пространстве.
На странице у автора написано:
"Осень 1943 Берег Днепра. В разгаре — форсирование водной преграды… Между лодок, уже готовых отправиться в опасный путь кипящими от пуль и снарядов днепровскими волнами, возникают в нашем воображении образы участников этой эпопеи. Кому-то из них повезло добраться правого берега, кто-то нашел вечный покой в холодных водах. В каждом из них — наше отражение. Мы отражаемся в них, как они — в нашей Памяти. И над всем этим, как реквием по неоправданным потерям, — фуфайки, пиджаки "чернопиджачников", призванных "полевыми военкоматами" и брошенных в адскую "мясорубку" войны. До сих пор иногда рыбаки сетями достают из темных вод Днепра солдатские кости — ужасный урожай войны. "А хотелось бы только умереть своей смертью, чтобы кости мои не валялись по земле…" — просит у безвременья один из героев выставки.
Обращает на себя внимание один эпитет по отношению к потерям: "неоправданным". Действительно, ничем, кроме победы над самым страшным врагом в истории человечества, оправдать людские жертвы нельзя. Или этого мало? Спросить бы об этом у киевлян, которые находились в оккупации во время форсирования Днепра осенью 1943 года. У жителей Варшавского гетто. У узников концлагерей Майданек, Бухенвальд, Освенцим, Равенсбрюк… Но нет уж тех свидетелей кровавой бойни, в которой полчища Адольфа Гитлера не собирались добровольно уходить с нашей земли, а цеплялись за любую возможность продлить агонию.
Другая инсталляция называется "Ворота войны": "Она символизирует сломанные человеческие судьбы в условиях любой военной агрессии. Ее метафорические деревянные конструкции напоминают подорванные опоры моста и одновременно ворота ужасного существования, которое трудно назвать новой жизнью, условный переход от "ЕСТЬ" к "БУДЕТ". Но "ЕСТЬ" уже нет, потому что над столбами завис самолет. Чего же ждать? Бомбардировка, пожар, наспех собранные вещи, чемоданы, узлы, бегство от войны, разлука с родными, социальные эксперименты… На том берегу, где "БУДЕТ", — боль, неизвестность, вражда, месть, смерть, война… Сказано ли где-то о том, кто принес смерть на землю Украины? Пока не замечено за копирайтерами такой честности, и это наводит на определенные размышления: не нужна им победа Украины в составе СССР над Германией 9 мая 1945 года. Им нужен день примирения жертв с палачами 8 мая. И полное подчинение так называемому дискурсу, а попросту говоря, допуск к грантовой кормушке, наполняемой нынешними нацистами.
И уж совсем иезуитским признанием звучит текст: "Это тематическая выставка "Украина. Неоконченная война", которая создавалась как параллельная линия новой экспозиции Национального музея истории Украины во Второй мировой войне. Расположена она на втором этаже и занимает все его пространство. По времени выставка будет экспонироваться около двух лет". Параллельная, Карл! Но есть опасения, что по истечении этих двух лет демонтирована может быть основная — героическая — экспозиция. И тогда останется только жертвенность, жажда мщения, русофобия в широком — от Москвы до самых до окраин — и в узком — по отношению к Донбассу — смысле. Что к миру, конечно же, не приближает.
На фоне этого откровения совершенным инфантилизмом звучат слова автора инсталляций: "Я создал пять тематических инсталляций в пространстве и стенах четырех залов музея, придумал и скорректировал освещение, очистил зал от лишнего (интересно, что было там лишнее?— Прим. авт.), а главное, сдружился с замечательным коллективом музея! Два с половиной месяца большой командой мы работали только над монтажом этой выставки! Сейчас уже вспоминаю, как в конце июня меня пригласили присоединиться к созданию этого "безумного" проекта Оля Собкович и Olesia Sobkovych по инициативе Любови Легасовой (замдиректора музея), которая выполнила функции куратора и была основным энерджайзером проекта.
Спасибо им за помощь в консультировании по экспонатам и созданию пространства! (…) Этот музей не менялся коренным образом уже где-то на протяжении двадцати последних лет. Мы попытались это сделать".
Надо порадоваться за автора — вошел в историю. Если бы еще убрал кавычки в слове "безумного", вообще был бы молодцом. А так только улыбается на фото с сокураторами — тема выставки этому совершенно не мешает. Это вообще характерно для эпохи постправды: улыбки на фоне трагедии. Потому что она — за спиной, а впереди — признание, бонусы, гранты и прочие коврижки за перепрошивку национальной памяти….
Причем в служебном и художественном рвении, как видно, все средства хороши: изощренный кураторский ум присовокупил к экспозиции "Неоконченной войны" и крымских татар: "15 минут на сборы. Спешно собранное дорогое — Коран, семейные реликвии, женские украшения и хлеб детям. Подводы, машины, товарные вагоны… путь в никуда… для чего, за что?.. Это не кадры ужасного фэнтези, это реалии жизни, связанные с депортацией крымских татар. А еще уникальные экспонаты — последний кусочек женского пояса с серебряным шитьем, который отрезали и меняли на хлеб в ссылке. Спасибо художнику Рустему Скибину за уникальные экспонаты, которые можно увидеть на выставке "Украина. Неоконченная война…".
Есть среди научных консультантов этого проекта такой интересный персонаж украинской исторической науки, как профессор и доктор соответствующих наук Елена Стяжкина — та самая, которая как-то обмолвилась, что Донбассу сначала нужны виселицы, а потом — школы (не дословно, но близко к тексту). Историческое получилось высказывание. Жаль, не внесено в Минские соглашения, как отражающее истинное видение разрешения конфликта украинской стороной. Которая, скорее всего, не собирается прекращать свои войны…