Сейчас, конечно, начнётся кампания относительно того, как дорогой Владимир Александрович «спас наших ребят». Но Владимир-то Александрович в курсе, как оно было…
С первого захода обмен не состоялся по вине украинской стороны — президент почему-то не подписал документы о помиловании (кстати, со второго раза в список почему-то не попал Руслан Гаджиев, так что обмен, в действительности, ещё не завершён). Совершенно не важно, имел ли место саботаж, ошибка аппарата или какая-то политическая игра. Ответственность в любом случае несёт президент.
Со второго захода обмен удался благодаря визиту Виктора Медведчука во Владивосток и его договоренностям с Владимиром Путиным.
Для Зеленского, напомним, было критически важно, чтобы обмен состоялся только благодаря его усилиям, а Медведчук к нему никак не касался. Более того, оно бы, наверное, так и получилось, если бы обмен прошёл по первоначально согласованному графику… А так — имеем что имеем. Вытеснить Медведчука из переговорного процесса не удалось. Более того, Путин прямым текстом предупредил украинского президента, что попытки вытеснить Медведчука из украинской политики могут привести к прекращению межгосударственного диалога. А ведь Зеленский уже пообещал расследовать финансирование «Оппозиционной платформы» и телеканалов, а Нацсовет по ТВ и РВ подал в суд на «NewsOne»… В общем, неудобное положение.
Теперь возникает целый ряд других проблем.
В частности, что делать с освобождёнными?
Можно сколько угодно рассказывать о невиновности Сенцова, но он был осуждён за терроризм и кто его знает, как он поведёт себя на свободе. Не будет ли Савченко №2? Впрочем, Сенцова легко занять — достаточно дать ему немного денег для съёмок фильма «В плену у Путина» (как взвоет патриотическая общественность близкая к кинематографу!).
А военные моряки? Они ведь непосредственные свидетели по делу о государственной измене Петра Порошенко… Причём есть основания полагать, что они получили не только письменный приказ, но и устные инструкции. И нет никаких гарантий того, что они не захотят раскрыть эту информацию перед следствием.
Собственно, привлечение Порошенко к ответственности, да ещё по столь позорной (особенно — для президента) статье — вопрос политический и решение тут должен принимать Зеленский. Нужно ли ему это? Большой вопрос…
Ещё один спорный момент касается состава обменянных лиц. В списке с украинской стороны — только 12 граждан России, остальные — украинцы. Обмен одних граждан Украины на других — прямое нарушение Конституции Украины. Конечно, маловероятно, что кто-то начнёт против Зеленского процесс импичмента по такому обвинению, но мало ли как оно обернётся в будущем…
Пока что, впрочем, и Зеленский и МИД Украины говорят о продолжении обмена. На этот раз, очевидно, об обмене военнопленными с республиками Донбасса. Тут — свои проблемы (в частности — несогласованность списков), но хорошо уже то, что присутствует готовность к диалогу.
P.S.: Кстати, о гражданах Украины. Хотелось бы верить, что в Москве задумались о том, что выданным Украиной людям нужно каким-то образом натурализоваться на территории РФ (при том, что формальных оснований претендовать на российское гражданство у многих из них, скорее всего, нет), им нужно где-то жить и работать. Не хотелось бы, чтобы через некоторое время у ФМС возникли бы основания для отправки кого-то из этих людей назад, как уже неоднократно бывало.