Пик очередного туристического сезона в Крыму пройден. Разумеется, впереди ещё сентябрьский «бархатный сезон», затихающее тепло октября, круглогодичная работа здравниц и обычная жизнь людей командированных, торгующих во все времена года… Но, похоже, выход на рекордные цифры посетивших полуостров уже обеспечен. Но так ли это хорошо для Крыма, для отдыхающих и самих жителей полуострова?
Власти предполагают, что в Крыму побывают более семи миллионов туристов до конца 2019 года. Цифра соткана не без лукавства, поскольку сюда попадают не только курортники, но и обычные люди, посещающие (и не один раз) регион по своим личным или служебным делам. А если они окунутся разок в тёплое море, то становятся ли они от того статистическими отдыхающими? Но дело даже не в этом. Вопрос в том, готов ли сам Крым выдержать бурный наплыв отдыхающих, насколько приспособлена к этому его инфраструктура, возможности сервиса и качество жилого фонда? А ведь намеченные цифры отнюдь не предел — с открытием железнодорожного сообщения сюда хлынут новые сотни тысяч туристов, которым пока не по карману путешествие самолётом или на личном автотранспорте.
Люди едут в Крым прежде всего для отдыха на море, но всем ли его хватает? К сожалению, в последнее время проявляется нездоровая тенденция захвата отдельными юридическими и физическими лицами участков побережья для собственных нужд. Появляются шлагбаумы, которые перегораживают проезд и проход к морю; перед теми шлагбаумами, конечно же, никаких условий для цивилизованной парковки, неведомые охранники отсекают целые участки местных дорог, посты ГИБДД сторожат подъезды к привычным местам отдыха (например, на любимый севастопольцами пляж на мысе Сарыч). И это лишь одна из проблем полуострова.
Вместительных паркингов нет, либо находятся они в неудобных местах и не обеспечены охраной. Как следствие, узкие улицы крымских городов переполнены припаркованными автомобилями, на которые, в свою очередь, устраивают облавы эвакуаторы. Пробки неописуемые, в том числе из-за непродуманной схемы проезда. Скажем, кому в Ялте пришло в голову вывести из схемы проезда улицу Дражинского, идущую от знаменитой гостиницы «Ялта-Инутрист» к центру города? В чем смысл перекрытия в разгар туристического сезона дороги Бахчисарай — Ялта? Насколько необходимо обилие ограничительных знаков, особенно остающихся после законченных ремонтов дорог?
Кроме того, на автомобилистов развёрнута настоящая охота с помощью радаров на треногах, многие из которых находятся в частной собственности и отчисляют в местные бюджеты лишь малую часть от собранных штрафов (остальное идёт в личный карман владельца радара). Проблема приняла такой размах, что на неё был вынужден обратить внимание сам президент Путин, однако «радар и ныне там». Получается, за алчность некоторых дельцов Владимир Владимирович должен расплачиваться своим рейтингом?
В преддверии местных выборов традиционно большое количество показухи. Удивителен факт простоя на многих объектах в межсезонье ради того, чтобы устраивать неуёмный ремонт ближе к дате выборов, как это происходило в алуштинском Приморском парке и его окрестностях. В другом городе «Большой Алушты» — Партените, который остро зависит от пляжей санатория Министерства обороны, — за доступ к ним взымается по 150 рублей с человека. На семью из трех человек полтысячи рублей за каждый день — плата отнюдь не божеская (и это без лежаков, за которые берут отдельную мзду). Я уже не говорю о торчащей из моря металлической арматуре, что представляет реальную опасность для отдыхающих.
Увы, есть вопросы и к самим отдыхающим, точнее, низкой культуре отдыха некоторых из них. Мусор на пляжи тащит не заокеанский «Обама-чмо» и не с киевского майдана, а некая удивительная порода людей, относящаяся к окружающей природе и усилиям местных жителей с нескрываемым презрением. Некоторые даже заявляют, мол, мы же «вас освободили» — вот и терпите хамские выходки. От хамов страдают и другие отдыхающие: на днях в Севастополе автохулиганы избили мужчину с женой и маленьким ребёнком, осмелившимся сделать замечание заехавшим на автомобиле в пешеходную зону лихачам-бородачам.
Примеры можно множить, но даже одна ложка дёгтя бочку мёда портит (а ведь мёда на самом деле хватает). Однако есть ещё и невидимая для отдыхающих часть жизни полуострова: работающая с чудовищным скрипом, унаследованная от старых времён бюрократия, безынициативность и коррумпированность чиновников, глубинное нежелание двигаться в сторону повышения задаваемых Центром новых стандартов жизни. Работа федералов видна и порою вызывает восхищение, работа же властей на местах продолжает желать много лучшего. Зато о своём спокойствии они заботятся отменно: охрана, паспорт, запись в журнал посещений, рамки металлоискателя на входе почти в каждое чиновничье гнездо.
«Вы, дорогие мои земляки, простите, зажрались. Из Украины ушли, но Украину из себя не выдавили, — пишет на своей странице в социальной сети популярный крымский тележурналист Сергей Веселовский. — Чтобы в Крыму стало как у соседей в Краснодарском крае, нужны профессионалы и патриоты в чиновниках и депутатах. А их у нас в теперешней власти большущий дефицит. Потому что во власти шестой год, заняв круговую оборону и повязавшись круговой порукой, окопались украинские до мозга костей "россияне"».
Понятно, что идеальная ситуация для местной элиты, когда они будут получать огромные дотации и не пускать никого к их распределению, но время жить по-старому вышло — пятилетний контраст между «материком» и затерявшимся в украинской архаике полуостровом становится вызовом всему государству. А ещё этот контраст усиливается отказом заходить на полуостров ведущих российских банков, сетей, сервисов, панически опасающихся западных санкций. Каждый блок рекламы на телеканалах с зазывными роликами «Сбербанка», «Пятерочки» и прочих торговых марок ежедневно словно специально подчеркивают «особый статус» Крыма.
«Сначала сдадут Донбасс, а потом и нас», — видя неуверенное поведение знаковых российских брендов, думает обыватель. Соответственно сохраняется спрос на паспорта украинские. По сведениям Госпогранслужбы Украины, с 1 января 2015 по 1 февраля 2019 года 140 295 крымчан получили украинский загранпаспорт. С 1 января 2016 года по 1 февраля 2019 года 1416 человек оформили паспорт гражданина Украины в форме ID-карты по достижению 14 и 16 лет. С 1 января 2015 по 1 февраля 2019 года 28 477 человек вклеили новое фото по достижению 25 и 45 лет. И эта тенденция должна настораживать.
Действительно, за пять лет в Крыму произошли колоссальные изменения в лучшую сторону, о которых я не раз рассказывал в своих статьях. Но это не повод для самоуспокоения, а лишь насущная потребность ускорить позитивные перемены. Исправлению накопившиеся проблем и должно быть посвящено ближайшее межсезонье.