Николай Петро (профессор политологии из Университета Род-Айленда. — Ред.) указывает на рост «пятой колонны» — так экс-президент Порошенко называл на Украине тех, кто стремится к улучшению отношений с Россией, — как на основной фактор уверенной победы Владимира Зеленского на президентских выборах в 2019 году, пишет издание.
Николая Петро беспокоит в первую очередь вопрос о том, сможет ли Зеленский «избежать ловушки национализма, который уже оттолкнул, по крайней мере, половину страны». Он утверждает, что «истинный источник народной поддержки [Зеленского] — это стремление к нормализации отношений с Россией».
И хотя обеспокоенность Петро влиянием национализма на Зеленского во время его президентского срока является обоснованной, более правдоподобной причиной столь широкой поддержки Зеленского со стороны простых украинцев является ощущение, что он — человек, который может разрешить внутренние экономические и политические проблемы Украины, связанные с коррупцией, неэффективностью системы и засильем олигархов.
Многие украинцы, с которыми я говорил в Киеве, Львове, Виннице, Житомире и Одессе, возмущены вмешательством России в конфликт на востоке Украины, но при этом все еще убеждены, что «российский народ» и «украинский народ» тесно связаны общей историей и культурой.
Хотя существует множество различных концепций относительно истории славян, советское наследие на Украине породило те же системные проблемы, что и в России и других бывших советских республиках.
Украинский народ настроен против российского правительства, а не против народа, который зачастую предстает скорее жертвой режима диктатуры, чем его пособником.
Вторым важным фактором, повлиявшим на победу Зеленского, является не конфликт на востоке, а недовольство широко распространенной, ставшей уже привычной коррупцией и неэффективностью украинской политической системы.
Порошенко выбрали за его обещания прекратить конфликт, но конфликт так и остался в прежнем состоянии. Кроме того, не произошло никаких улучшений в отношении явных экономических проблем в свободной от конфликта зоне Украины.
Например, с граждан взимается 18%-й подоходный налог, и они вынуждены платить 20% с продаж, в то время как с организаций взимается 18%-я ставка корпоративного налога. В 2018 году украинское правительство получило 540 млрд в украинской валюте в виде налоговых поступлений.
Тем не менее, расходы на улучшение инфраструктуры, образования, здравоохранения и других областей, приносящих пользу обществу, не повысили уровень жизни в желаемой степени.
Несмотря на то, что появилась новая правоохранительная организация, нацеленная на борьбу с коррупцией в государственных структурах, — Национальное антикоррупционное бюро Украины — многие люди, которые работают в нижних эшелонах власти, по-прежнему наблюдают коррупционную практику на аналогичных или более высоких уровнях.
Это связано с системными нарушениями, от которых страдает вся украинская социально-экономическая и политическая структура. Эти нарушения заставляют людей, у которых нет никакого желания иметь дело с коррупцией, под давлением участвовать в коррупционных схемах.
Они вынуждают опытных, внушающих доверие людей стремиться к позициям, обеспечивающим максимальный доход, вне зависимости от легитимности этого дохода; кроме того, они позволяют коррупции адаптироваться и развиваться, несмотря на благоразумные реформы.
Тот, кто хотя бы вскользь знаком с тем, что такое организованная преступность, знает, что один из наиболее распространенных «обрядов посвящения» в большинстве преступных группировок — серьезное преступление, которое совершается под контролем и по заказу главарей организации.
Так посвященный не только демонстрирует свою верность банде, но и предоставляет главарю банды оружие, которое тот сможет использовать против этого человека, если когда-нибудь возникнут сомнения в его верности.
К сожалению, на Украине эта практика в значительной степени распространена в самом правительстве. Персонал, работающий на низовых позициях государственных организаций, «проверяют» менеджеры, которые дают подчиненным поручения, по меньшей мере, сомнительной законности. Сюда может входить просьба подписать документ, в котором заведомо содержатся ошибки или неточности, чтобы поддержать проект, который продвигается политиками сверху.
Один из примеров такой ситуации — случай со стеклянным мостом, который был построен в историческом месте, в городском парке. Когда строительство моста подошло к концу, мэр и разные политические деятели пришли на его торжественное открытие и много и долго разглагольствовали о его великолепии.
Спустя несколько недель структурная целостность этого моста была поставлена под сомнение, и некоторые его части пришлось закрыть по соображениям безопасности из-за «известного недостатка» в конструкции.
Руководители фирмы-подрядчика заявили, что они «ожидали подобных технических трудностей», в то время как единственные люди, которые лишились работы или репутации, — сотрудники низкого уровня, которые были вынуждены принять проект, несмотря на недостатки.
Чтобы продвинуться вверх по лестнице любой государственной организации на Украине, нужно пройти по минному полю, где всё связано с незаконной деятельностью, или же отстаивать свою точку зрения и никогда не получить повышение по службе.
Одна из наиболее насущных потребностей молодого поколения украинцев — стабильная занятость, однако существующая система, которая влияет как на частные, так и на государственные фирмы, делает невозможной долгосрочную стабильность.
Вместо этого люди вынуждены несколько раз менять позиции по горизонтали, пока наконец не достигнут продвижения по службе, а зачастую — пока не найдут другую работу.
Старшее поколение потихоньку откладывает свои пенсии (которые в большинстве случаев едва ли дотягивают до 100 долларов в месяц) и ищет возможности как-то подзаработать, например, торгуя на улице.
Таким образом, идея «либертарианства» на Украине часто продается и молодым, и пожилым людям как способность крутиться и выживать любыми способами — независимо от их законности.
Если вы можете обеспечить себя и свою семью с помощью незаконных механизмов и избежать наказания — «флаг вам в руки!» Но это справедливо и в отношении органов госбезопасности, которые должны контролировать и пресекать незаконную деятельность, тогда как бывает достаточно обычной взятки, чтобы возобновить ее после небольшого перерыва, взятого для отвода глаз.
Коррупция, мошенничество и взяточничество сохранились на территории постсоветской Украины под знаменем либертарианства, закрепляя подобную практику. Вызывает беспокойство и то, что Зеленский, обращаясь к украинскому народу, использует термин «либертарианство», а значит, такая практика сохранится, несмотря на закручивание гаек в первое время.
Наследие советской Украины остается основным фактором формирования идентичности, или ее отсутствия, у украинского рабочего класса, который разобщен в силу того, что работает на конкурирующих олигархов.
Наблюдая за президентскими выборами и выборами в Раду в 2019 году, я сделал вывод, что основная тактика политических партий, по сути, состояла в покупке голосов старшего поколения, особенно на периферии страны, путем удовлетворения базовых потребностей пенсионеров.
Другая тактика, которой пользовались эти партии — бесплатные билеты на концерты молодым избирателям. Погоня за «халявой» захлестнула страну с момента введения капиталистической экономики, поэтому тактика «выгодной сделки» стала хорошим способом заручиться поддержкой избирателей.
Несмотря на политические реформы, нацеленные на легитимизацию избирательного процесса, эти незаконные механизмы сохранялись и перестраивались в поисках лазеек или слабых мест в новом законодательстве.
Среди тех, кто участвует в хищении государственных средств, преобладает мнение, что, поскольку эти деньги никому не принадлежат, их нельзя украсть. Такие представления сохранились по ряду причин, а один из главных факторов — возможность валить все с больной головы на здоровую в системе с раздутым бюрократическим аппаратом и неясными представлениями об ответственности.
Есть надежда, что новая администрация «добьется своего» и сможет повысить эффективность использования налоговых средств. Зеленский открыто критикует неэффективных менеджеров и угрожает люстрацией, которая представляет собой процесс очищения.
Тем не менее, похоже, что таких мер недостаточно для решения проблем, присущих политическим и экономическим структурам Украины, если радикальные реформы полностью не изменят бюрократический аппарат государства.
Для этого необходимо ликвидировать или объединить избыточные учреждения, прояснить соответствующие задачи, которые они должны выполнять, и привлечь эти учреждения к ответственности за выполнение этих задач.
Это крепкий орешек для новой администрации и, вероятно, заставит Зеленского сотрудничать с политическими деятелями старой гвардии.
Националистический элемент на Украине стремится выделить четкую идентичность в стране, где постоянно появляются и развиваются множество различных идентичностей. Однако те, кто возьмет власть в свои руки, будет вынужден столкнуться с нестабильной геополитической обстановкой, в которой связи с Западом дают наиболее выгодные возможности.
Будет непросто убедить население на востоке страны, что эти связи не выльются для них в изоляцию или дискриминацию. Еще одна задача — убедить националистов, что жители восточных регионов им не враги.
Но все же самой сложной задачей для Украины в ближайшее десятилетие станет борьба с коррупцией. Коррупция уже запятнала репутацию каждого человека, который может прийти к власти, так что вряд ли хоть какая-то украинская администрация может реально стремиться к серьезным изменениям.
Явка на президентских выборах оказалась впечатляющей — видимо, из-за ощущения, что у политического аутсайдера появился реальный шанс.
Однако спустя несколько недель после вступления президента в должность связи Зеленского с олигархами и коррупция, которая никуда не делась, слегка притупили надежду на то, что в этот раз все будет иначе.
Новая администрация еще не прибегла к люстрации, необходимой для того, чтобы очистить правительство от лиц, связанных с незаконной деятельностью. Однако такой сценарий может осуществиться, если партия Зеленского «Слуга народа» получит контрольный пакет в Раде.
К сожалению, наиболее вероятно, что коррупционные схемы будут по-прежнему привлекательны и, скорее всего, со временем «политические аутсайдеры» скатятся в ту же коррупционную практику, что и их предшественники.
Данная статья — ответ на текст Николая Петро«Испортит ли национализм нового президента Украины?», опубликованный журналом The National Interest 12 июля 2019 года. Его автор Илай Кол — кандидат политических наук Кентского университета, который в данный момент работает над диссертацией в Киеве.
Материал подготовлен на основе перевода статей сайта inosmi.ru