Основное содержание недели было внешнеполитическое. Президент Зеленский пытается выстроить собственную внешнеполитическую схему, отличную от порошенковской, причём выглядит она довольно разумно.
Внешняя политика
На прошедшей неделе Зеленский строил внешнюю политику. Получалось неплохо.
Во-первых, после инцидента, в результате которого погибли четверо украинских военнослужащих, Зеленский второй раз позвонил Путину. И Путин опять взял трубку. Для Зеленского это, безусловно, хороший сигнал.
Самое интересное, что было сказано в ходе разговора, — категорический отказ Зеленского выполнять Минские соглашения в части внесения изменений в Конституцию относительно статуса Донбасса. Тут, правда, ничего нового нет, и на выполнение новой властью соглашений никто особенно не рассчитывал.
Во-вторых, Зеленский посетил с официальным визитом Турцию и провёл переговоры с Реджепом Эрдоганом. Беседа шла в основном о возвращении Крыма и урегулировании на Донбассе.
В-третьих, Зеленский встретился с Вселенским патриархом. Беседа в закрытом режиме проходила 1,5 часа.
Итоговая декларация, подготовленная в Фанаре и МИДом, подписана не была. Скорее всего, Зеленский дал понять, что обязательства, принятые перед Константинополем Петром Порошенко, являются обязательствами Порошенко, а не Украины.
Дела против Порошенко
Как и предполагалось, Пётр Порошенко вернулся на Украину.
Между тем, дела против него продолжаются. Например, в конце прошлой недели в рамках дела о государственной измене было проведено изъятие документов ВМС.
Мы уже писали, что Порошенко не будет рисковать потерей всего и бежать с Украины. Здесь у него бизнес, изрядно выросший за время президентства, и здесь у него, как он сам верит, есть ещё политические перспективы. Порошенко действительно считает своё поражение на выборах случайностью и несправедливостью и предполагает своё возвращение на президентский пост (особенно если Зеленского удастся «подвинуть» до завершения срока полномочий).
Так что Порошенко будет бороться дальше, а с риском посадки не считается.
Между тем, уверенность в том, что Порошенко будут преследовать «до упора», постепенно тает. Негативным сигналом тут стало ограничение информации по делам против Порошенко, публикуемой ГБР.
Планы работы Верховной Рады
Глава партии «Слуга народа» и перспективный председатель ВР Разумков, выступая на одном из ток-шоу, сообщил о планах по организации работы Рады.
Партия «Слуга народа» ни разу ни с кем не проводила никаких переговоров о создании совместной коалиции.
Надо отметить осторожность формулировки — партия переговоры не вела, но это не значит, что она не будет их вести, несмотря на отсутствие необходимости в формировании многопартийной коалиции.
Альтернативы Минским соглашениям нет, а, значит, вносить изменения в Конституцию придётся.
«Слуга народа» намерена вести суровые наказания за «кнопкодавство» (штраф в 50-80 тысяч гривен или уголовная ответственность), а за прогул более 30% заседаний планируется отбирать мандат.
Есть повод поёрничать относительно качества депутатского корпуса, приведённого в Раду «Слугой народа», но в действительности об усилении ответственности говорится уже не первый год. Система же персонализированного голосования (т.н. «сенсорная кнопка») была введена более 10 лет назад, но никогда не использовалась.
Будет принят закон об оппозиции.
Это хорошо, но сам же Разумков пообещал не голосовать за представителя оппозиции при избрании зампреда Рады…
Будет снята депутатская неприкосновенность.
По нашим данным, единства во фракции по этому поводу нет. Если это действительно так, то 300 голосов собрать не удастся.
Проект бюджета будет подан в срок.
Интересно, что, по словам Разумкова, готовится он во фракции. Будет ли проект бюджета от правительства, пока неизвестно.
Интервью Коломойского
Игорь Коломойский дал интервью российскому изданию РБК. Из важных его заявлений можно обратить внимание на следующие:
Коломойский не часто общается с Зеленским. Однако он долгое время сотрудничал с главой его администрации Андреем Богданом. Сейчас, правда, общение с обоими свелось к минимуму.
Скорее всего Коломойский тут не лукавит.
Во-первых, Зеленскому остро необходимо «отстроиться» от образа «слуги олигарха».
Во-вторых, дистанцирования от Коломойского требуют США, и игнорировать их мнение нельзя.
Коломойский объяснил свое жёсткие высказывания о Путине особой ситуацией, сложившейся в Днепропетровской области, — ему надо было заслужить доверие людей.
А сейчас он это говорит специально для того, чтобы объяснить своё поведение потенциальным российским партнёрам. Эффекта это не даст — с ним отказываются общаться в Москве не потому, что он нагрубил Путину. Он получил статус недоговороспособного ещё раньше — когда захватил Кременчугский НПЗ.
Коломойский довольно благожелательно высказался о Порошенко: претензий к нему не имеет (даже по поводу «Приватбанка») и хвалит за организацию отпора России.
Информация о том, что Порошенко и Коломойский о чём-то договорились, появлялась и раньше. Теперь факт соглашений можно считать доказанным.
Коломойский считает, что предоставить особый статус Донбассу на конституционном уровне невозможно, но Минские соглашения надо выполнять.
Коломойский считает возможным отказаться от российского газа.
Ему хорошо отказываться — он в Швейцарии живёт…