Автономный Донбасс. Медведчук представил свой план урегулирования конфликта

После поездки в Москву Виктор Медведчук направился в Страсбург, где 17 июля презентовал свой план мирного урегулирования конфликта в Донбассе. Сам по себе план не нов, на сайте «Украинского выбора» его основные тезисы были опубликованы ещё 30 января этого года. Что, конечно, не делает его менее актуальным
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Однако одно дело — опубликовать и представить план на Украине, и совсем другое — сделать его частью европейской повестки дня. Этому поспособствовали депутаты Европарламента, имеющие имидж «пророссийских». Например, депутат от Латвии Татьяна Жданок и представитель французского Национального движения Николя Бе.

Общие очертания плана

Принципы плана-концепции по урегулированию на юго-востоке Украины следующие:

— возвращение людей, а не территорий (если кто-то считает, что это самоочевидно, то вот цитата из украинского эксперта Николая Капитоненко: «Сейчас ключевая проблема — контроль над территориями, границей и физическое нахождение людей на территории нашего государства»);

— достижение договорённостей в четырехугольнике Киев ‒ Донецк ‒ Луганск ‒ Москва (участие Москвы объясняется её влиянием на республики Донбасса);

— соответствие Минским соглашениям.

План Бойко «Минск-3». Неизбежность нереализуемогоКандидат на пост президента Украины от «Оппозиционной платформы - За жизнь» Юрий Бойко 3 марта в эфире канала «112 Украина» предложил план мирного урегулирования кризиса в Донбассе. По сути, это развитие плана, с которым на съезде партии выступил Виктор Медведчук

Модель урегулирования кризиса предполагает:

— Создание реальных гарантий безопасности для людей на неконтролируемых территориях. Принятие широкого комплекса мер, который включает не только законодательные шаги: это и амнистия, особенности правоохранительной системы, формирование сил обеспечения общественного порядка и др.

— Создание в составе Украины Автономного региона Донбасс путём внесения изменений в Конституцию Украины и законы, которые предусматривают учреждение парламента, правительства и других органов управления автономии. При этом Медведчук акцентирует внимание на том, что создание АРД не требует радикального изменения Конституции, поскольку она предполагает возможность существования автономных образований в составе унитарного государства (Крым).

Это не "Минск-2"

Хотя Медведчук постоянно подчёркивает, что его план соответствует Минским соглашениям, это не совсем так. Если это и "Минск", то не "Минск-2", а "Минск-3". Почему?

Во-первых, несоответствие форматов.

"Минск-2" предполагает прямые переговоры Киева с Донецком и Луганском. Москва, Берлин и Париж — внешние гаранты выполнения соглашений.

Предложения Медведчука предполагают введение в переговорный процесс Москвы (чем косвенно признаётся её участие в конфликте) и не содержат ссылок на Берлин и Париж (Медведчук, кстати, считает, что их участие в переговорах сыграло негативную роль — «правительство Украины каждый раз дистанцировалось от происходящего, предоставляя Москве и Евросоюзу вести диалог»).

Во-вторых, несоответствие статуса.

"Минск-2" предполагает особый режим местного самоуправления для отдельных (некоторых) районов Донецкой и Луганской областей. Теоретически это можно назвать автономией — есть же в России автономные округа в составе краёв. Но в Минских соглашениях самого слова «автономия» нет.

Предложения Медведчука предлагают совершенно новую сущность. Это не отдельные районы двух областей, но и не ныне существующие республики, а некий «автономный регион». Судя по всему, термин «регион» использован именно для того, чтобы не было полной аналогии с Автономной республикой Крым, чей статус крымчан, по большому счёту, не устраивал — самостоятельность АРК была скорее формальной.

Мера реалистичности

Если бы именно так выглядел план, предложенный на переговорах в феврале 2014 года, это, пожалуй, было бы лучшее решение. Хотя украинской власти его было бы тяжелее осуществлять (впрочем, она и так не особо напрягалась).

Сейчас же ситуация для реализации соглашений в этом формате отнюдь не лучшая. Причём замечания будут с обеих сторон.

Украинская сторона категорически не хочет вести переговоры с Донбассом. Причём это позиция не только Порошенко и других пропагандистов войны, но и Зеленского. Зеленский, правда, может заявить, что он даже на это пойдёт во имя мира, но пока что до этого не дошло.

Не согласится Украина и на создание автономного региона — для неё даже особый режим местного самоуправления с закреплением на уровне Конституции оказался неподъёмным. Украинские эксперты уже высказывают опасения, что Россия попытается сделать из Донбасса «витрину» «Русского мира» и люди там смогут жить лучше, чем, собственно, на Украине. Это, как вы понимаете, совершенно недопустимо — Донбасс не должен жить лучше Галичины… Да и «витриной» должна стать сама Украина.

Причём нежелание Украины идти на переговоры с Донбассом связано не столько с позицией украинских политиков, сколько с позицией украинских избирателей — это они не хотят идти на переговоры, как показывает социология…

Украинцы хотят не мира, а победы, «Слуга народа» катится вниз. Свежая социологияСразу две социологические службы, «Социальный мониторинг» и Центр им. Разумкова, опубликовали 8 июля данные исследований. Темы у них были разные – рейтинги и урегулирование на Донбассе, но в контексте нынешнего кризиса из-за несостоявшегося телемоста очень сочетаемые.Но вот выводы безрадостные

С другой стороны, реализация «плана Медведчука» потребует существенных уступок со стороны Донбасса.

Во-первых, несмотря на проводимый сейчас в республиках флешмоб «Зеленский, признай выбор Донбасса», население республик относится к перспективе возвращения в состав Украины без особого восторга. Понятно, что важно прекратить войну и другого варианта, кроме возвращения в состав Украины на тех или иных условиях, Донбассу всё равно никто не предлагает, но нет никакой уверенности в том, что прекращение войны без учёта общественного мнения с обеих сторон не приведёт к новому обострению.

Во-вторых, этот план предполагает объединение ДНР и ЛНР, в которых уже сформировалась свои правящие элиты. И то, что ДНР в этой паре играет явно ведущую роль, ни о чём не говорит. Объединять их будет сложно.

Тем временем в Минске

Участники Минской контактной группы по Донбассу согласовали новое бессрочное перемирие начиная с 21 июля. Согласованы также дополнительные меры контроля над прекращением огня.

ДНР и ЛНР предложили Киеву срочно провести обмен пленных в формате «всех на всех». В Киеве подтвердили планы провести обмен пленными по формуле «69 на 208», но подготовка займёт не менее 6 недель. Зеленский настаивает на том, что списки не согласованы, украинских пленных намного больше, и это правда — республики Донбасса не могут оперировать теми же украинскими моряками, которые обвиняются в несанкционированном вторжении в территориальные воды России.  

Члены контактной группы обсудили ситуацию в районе Станицы Луганской, подтвердили необходимость восстановления моста и пришли к договоренности, что стороны одновременно начинают его ремонт. Мост будет использоваться исключительно в гражданских целях.

Процесс, в общем, идёт, хотя ожидалось, что ещё до выборов произойдет освобождение из-под стражи Кирилла Вышинского и какое-то решение проблемы украинских моряков. Кстати, Медведчук в этих переговорах участия не принимал. Он сейчас действует вне "минского формата".

Резюме

«План Медведчука» — это,  пожалуй, лучшее, что с 2014 года предлагалось в плане решения проблемы Донбасса. И уж во всяком случае он намного лучше Минских соглашений.

Однако реализация этого плана потребует большой политической воли и длительной целенаправленной работы со стороны всех субъектов соглашений. Это работа на много лет. Между тем, стабильность государственной власти на Украине и в республиках Донбасса явно не такова, чтобы реализовать какой-то план на протяжении нескольких лет.

Это, разумеется, не значит, что пытаться реализовать этот план не нужно. Нужно, конечно. Но исходить всё же надо из более реалистичных целей — прекращение огня, отвод войск, обмен пленными.

Рекомендуем