1. Избирательный кодекс (ИК) — комплексный документ, сочетающий законодательство относительно президентских, парламентских и местных выборов (раньше это были отдельные законы), а также согласовывающий между собой общие элементы разных выборов.
В итоге новый закон существенно тоньше старых трёх. Но и разобраться в нём сложнее.
2. ИК вносит ряд изменений в избирательные процедуры. Наиболее заметная из них — возможность для избирателя менять место голосования через личный кабинет на сайте Госреестра.
3. Самое главное изменение — введение новой системы голосования при выборах Верховной Рады, Верховного Совета Крыма (он украинский, продоолжает настаивать вопреки реальности автор кодекса Парубий), областных советов, горсоветов в городах с населением свыше 90 тыс. человек.
Новая система будет пропорциональной, но с открытыми списками, а голосование будет идти по региональным округам.
Открытые списки будут реализованы через формат бюллетеня, в котором будет только две графы: «номер партии, за которую отдаете свой голос» и «номер кандидата в народные депутаты из партийного списка». Ну и квадратик («трафарет»), в который надо будет вписать соответствующие цифры. Списка партий и кандидатов в бюллетене не будет.
Получение персональной поддержки позволяет кандидату подняться вверх и попасть в проходную часть.
Избирательный барьер имеет общенациональный характер и устанавливается на уровне 4% (вообще он на Украине колебался от 5% при смешанной системе до 3% — при пропорциональной системе с закрытыми списками).
Регионализация выборов осуществляется следующим образом:
— каждая партия выдвигает общенациональный избирательный список;
— кандидаты, выдвинутые по общенациональному списку, распределяются по региональным спискам (все без исключения);
— ЦИК отдельно определяет количество депутатов, избранных в регионах, путём деления поданных в регионе голосов на избирательную квоту (т.е. число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при данной явке и данном числе партий, преодолевших барьер);
— остаток голосов, отданных в регионах, суммируется и опять делится на квоту — это будут места для кандидатов, не избранных в регионах, но находящихся в начале общенационального списка после удаления из него кандидатов, ставших депутатами в регионах.
Интересно, что никаких специальных мест для лидеров партийного списка нет — они тоже должны выдвигаться в регионах, и могут оказаться не избранными даже в случае прохождения партии в Раду.
4. При выборах в областные и большие городские советы есть свои особенности.
Во-первых, это наличие возможности самовыдвижения. Самовыдвиженцы объединяются в список независимых кандидатов…
Откровенно говоря, комментировать этот выворот законотворческой мысли трудно. Как Парубий представляет себе единый список, в который входят независимые националисты и тайные коммунисты? Как они агитировать-то за себя будут?
Во-вторых, на этих выборах отсутствует избирательный барьер. Избирательная квота тут определяется путём деления числа проголосовавших избирателей на количество мест в совете.
Комментарий:
В целом предложенная система выглядит чрезвычайно сложной и неапробированной.
Открытость списков в предложенной системе несколько преувеличена. Опыт стран, где аналогичная система уже существует (Эстонии, например), показывает, что избиратели крайне редко пользуются предоставленным им правом проголосовать за кандидата (примерно в 5% случаев), поэтому рассуждения относительно того, что новая система исключит продажу мест в списках и подкуп избирателей, выглядит немного наивно и очень лукаво. Кандидат, купивший место в проходной части, будет чувствовать себя сравнительно спокойно, потому что избиратели его вычеркнуть не смогут — только поднять других (а интерес к этому у них невелик). Кандидат-гречкосей может обеспечить себе продвижение по списку значительно дешевле, чем победить в одномандатном округе. Правда, понимание этого обстоятельства несколькими кандидатами естественным образом создаст конкуренцию и повысит цену мандата.