30 мая украинский лидер получил от своего американского коллеги приглашение совершить официальный визит в Вашингтон. По информации источников издания «Зеркало недели», в ходе встречи на высшем уровне состоится предметный разговор по урегулированию конфликта в Донбассе, а также о реальных бизнес-проектах.
Накануне посол Украины в США Валерий Чалый сказал, что визит президента Украины Владимира Зеленского должен быть полностью готов в августе-сентябре, и пообещал, что лидеры двух стран «найдут между собой химию».
Чего можно ожидать от предстоящих переговоров Зеленского и Трампа, в интервью изданию Украина.ру рассказал американист Дмитрий Дробницкий.
- Дмитрий, как вы думаете, найдут ли президенты общий язык, если учесть, что они оба люди шоу-бизнеса и предпочитают неформальный стиль общения?
— Я не думаю, что сейчас можно рассматривать Дональда Трампа как человека из шоу-бизнеса. Это по меньшей мере странно. Трамп — один из ведущих политиков мира и один из архитекторов нового миропорядка. Говорить, что он будет смотреть на Зеленского, потому что он играл в КВН и вёл какую-то программу на телевидении, как на равного и на своего, [можно] вряд ли. Если бы они где-нибудь в Нью-Йорке работали в строительстве недвижимости, то подозреваю, что да, общие слова они бы нашли. Исходя из того, что оба участвовали в телепередачах, на контакт рассчитывать сложно. Встреча, наверно, состоится. Может быть, даже Трамп похлопает Зеленского по плечу, скажет, что хороший парень, смотрел его передачи.
Украина находится далеко за пределами интересов нынешней администрации США, задачи стоят гораздо более масштабные и глобальные. Вообще изначальное желание Трампа, когда он только въехал в январе 2017-го в Белый дом, сбросить Украину на Евросоюз — «и вообще, разбирайтесь сами с этой молодой европейской демократией» — только усиливалось по мере дальнейшей работы на посту президента.
Возможно, какие-то определённые группы влияния попросят Трампа похлопать Зеленского по плечу, пожать ему руку, но получить от этого какие-то реальные дивиденды, помимо фотосессии — вряд ли.
Посмотрите, как поступили с Зеленским европейские лидеры накануне голосования в ПАСЕ — приняли, похлопали, пожали руку, а потом делегации, кстати, тех самых правящих партий, которые возглавляли и Макрон, и Меркель, проголосовали за возвращение российской делегации в ПАСЕ, несмотря на протесты Украины. Очевидная такая подстава.
Видно явное раздражение ведущих европейских держав украинской политикой. Просто нужно понимать, что проект «Украина постмайданная» — это проект людей, которые сейчас в глобальном противостоянии с контрэлитой проигрывают. Старая элита, которая всё это натворила, проигрывает вообще в мире: она проиграла Трампу, проиграла Брекзиту, проиграла саботаж Брекзита, серьёзно подвергается атакам в Германии, проиграла в Италии, скорее всего, во Франции тоже проиграет года через четыре. В этом смысле они находятся под жутким прессингом и неспособны проводить политику, которую проводили в 2013-2014 годах, когда всем миром правил Барак Хусейнович Обама. Времена другие. Именно поэтому происходят метания украинской элиты в лице, не важно, нового или старого президента, попытки найти какие-то контакты связаны с определённой степенью потери внешнего управления, которые были до начала 2017 года, когда Украина управлялась извне вице-президентом и замгоссекретаря США.
Сейчас это никому не нужный продукт, который, наверно, просто взять и подарить России сложно, вряд ли на это дело пойдут бесплатно, но вошкаться с ним, решать какие-то его проблемы, отвлекаться от глобальных сетей снабжения, как они будут устроены через 20 лет, — кто будет владеть Азиатско-Тихоокеанским регионом, условно говоря, Китай или США, что победит — «Тихоокеанское партнёрство» Штатов или китайский «Один пояс — один путь» — они что, будут сейчас заниматься Киевом, серьёзно?
Нет, эта фотосессия благодаря каким-то конгрессменам, которые имеют какие-то интересы на Украине, возможна, а реальная помощь — нет.
- Будет ли Трамп использовать украинский фактор в своей предвыборной программе, в частности против Джо Байдена, которому, по последним опросам, проиграл бы, если бы выборы проходили в ближайшее время?
— Против Байдена как раз-таки будет использована его коррупционная включённость на Украине. Если до осени 2020 года удастся вытащить данные о том, как он не только участвовал в коррупционных схемах через семью в газовой сфере Украины, но и о том, как администрация Обамы заполучила компромат на Трампа, в частности на руководителя его предвыборного штаба Пола Манафорта, и каким образом они топили прокурора, который собирал материалы по тому, как украинская власть участвовала в заговоре против сначала кандидата, а потом президента Трампа, они, конечно, будут использованы, но к Украине это будет иметь очень малое отношение. Скорее, это будет действие против Байдена в том смысле, что этот человек связался с коррумпированными людьми в ненадёжной стране, для того чтобы вмешаться в ход выборов и повлиять на их исход. Украине от этого ни тепло, ни холодно.
Если бы можно было представить, что Украина, последовательно и жёстко выступая с определённого рода позиции, продолжала бы это делать, тогда можно было бы обращать внимание. Например, каждый день Украина выступала бы с какими-то неожиданными заявлениями — выступил бы Зеленский со словами «Администрация Порошенко сделала неверный геополитический выбор, поставив на либерал-глобалистов и Хиллари Клинтон, а я, как человек новой формации, ставлю на национал-популистов и Дональда Трампа, Бориса Джонсона, и вообще я человек, который с ними». Вот это был бы ход, но он так сделать не может — он деньги берёт у МВФ, а МВФ принадлежит либерал-глобалисту, поэтому ни два, ни полтора — фотосессию получил и поехал домой.
- Как сообщает телеканал RT, USAID (Агентство США по международному развитию) ищет специалиста на должность старшего советника по энергетике для реализации программы «Энергетическая безопасность» на Украине. Этот человек должен стимулировать развитие энергетической отрасли на Украине, он будет иметь доступ к секретной информации. Это вписывается в планы Трампа увеличить поставки американского газа на европейский рынок. Зеленский же надеется договориться с Россией по транзиту уже в сентябре. Насколько реально сотрудничество Украины и США, учитывая разные позиции президентов?
— Это немножко разные вещи. USAID — это формально общественная организация, которая патронируется Госдепартаментом и ЦРУ, что даже не скрывается, в американском бюджете есть отдельные строчки, поэтому ясно, откуда поступают основные задания в USAID. Однако в риторическом смысле транзит через Украину и вопрос о российском газе для американской политики, конечно, значим, но, подчеркну, в риторическом плане, в плане радикальных решений вряд ли.
Приведу пример, когда гораздо более активно в газовых делах Украины участвовали США — период, когда газом на Украине руководил Джо Байден через своего сына Хантера, через холдинг Burisma и прочих подкупленных там людей и получал за это значительные деньги. Вице-президент США руководил всеми газовыми вопросами на Украине — представляете, какой уровень вмешательства в дела Украины был! Сейчас такого вмешательства нет.
Какой-то USAID, одно из агентств, которые финансируется Госдепом и ЦРУ, таких агентств пруд пруди. В этом смысле может быть, если таких специалистов послушают, а там наверняка подберут толкового парня или девчонку, они расскажут, что нужно делать так и так, нужно гайки докручивать до конца, манометры проверять каждый день. Поскольку это исключительно политизированный вопрос, будут задаваться ещё и какие-то риторические формулы о том, что газ из России агрессивен, наличие транзита агрессивно, а отсутствие ещё боле агрессивно, но радикально это проблему всё равно не решит.
Вопрос с поставками газа в Европу решён, и можно поставить точку. Решён другими способами. В этом плане сохранение украинского транзита — это вопрос доброй воли Москвы, то есть вопрос, насколько серьёзный международный лидер попросил Владимира Путина этот транзит сохранить, и насколько Владимир Путин прислушается к этой просьбе. Остальные технические вопросы решены — с введением «Северного потока» нет никакой экономической необходимости транзита через Украину. Есть технические особенности с приграничными Украине государствами с западной стороны, могут попросить сохранить этот маршрут, чтобы поставки были дешевле, но опять-таки это вопрос политической воли Владимира Путина, в остальном это политический вопрос. Он будет связан с тем, насколько тщательно европейские лидеры будут просить президента РФ сохранить транзит, во всём остальном можно прислать хоть весь состав компании Royal Dutch Shell и посадить на ГТС Украины, но от этого транзит не станет более выгодным и привлекательным.
Желание USAID поставить своего человека опять говорит о том, что США серьёзно снизили своё интерес к Украине. Если бы интерес был серьёзным, то туда поставили бы не какого-то чувачка, которого ищет USAID, а поставили бы человека системного, из Администрации, какого-то друга Трампа.
- Если победу на президентских выборах одержит Байден, он будет проводить такую же активную политику на Украине, как во времена бытности вице-президентом?
— В параллельной вселенной, где победит Байден, он постарается вернуться к коррупционным схемам на Украине. В реальной жизни Байден не станет президентом Соединённых Штатов, скорее всего, он даже праймериз Демократической партии не выиграет.
По состоянию на сегодня — 99,9%, что победит Трамп. За оставшиеся год с лишним может произойти много чего, но сейчас нет абсолютно никаких оснований полагать, что действующий президент, обеспечивающий невиданный доселе экономический рост и уровень занятости населения, не переизберётся на второй срок. Джорджа Буша-младшего переизбрали, а Трампа не переизберут?