До внеочередных парламентских выборов на Украине осталось меньше двух недель. В понедельник, 8 июля, в Киеве представили результаты исследования Украинского института социальных исследований им. Александра Яременко и центра «Социальный мониторинг» о распределении симпатий украинцев на приближающихся выборах.
Среди респондентов, которые намерены принять участие в парламентских выборах и определились с предпочтениями, 41,6% поддержат парию «Слуга народа», 13,7% — «Оппозиционную платформу — За жизнь», 8,5% — «Европейскую солидарность» (бывший БПП), 7,7% — «Батькивщину», 7,5% — «Голос».
Остальные партии пока не преодолевают проходной барьер, установленный на уровне 5%.
Почему «Слуга народа» теряет голоса и к кому они перетекают, изданию Украина.ру рассказали украинские политические эксперты.
У «Слуги народа» — проблемы в регионах
Слухи о серьёзном падении рейтинга «Слуги народа» несколько преувеличены, уверен руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв. Рейтинг несколько просел, признаёт он, но результат в районе 40% для других украинских партий является недостижимым.
«Поэтому говорить об электоральной катастрофе партии Зеленского не приходится. Скорее нужно отметить, что у «Слуги народа» ощутимые проблемы в мажоритарных округах.
Это вполне ожидаемо, поскольку партия фактически еще не сформирована. Пока это бренд, франшиза, которая использует рейтинг самого Зеленского. Организационно они просто не в состоянии «окучить» всех выдвиженцев от политсилы президента», — сообщил политолог.
Также нужно учитывать, что большинство выдвиженцев от партии Зеленского на местах обладают минимальными ресурсами, а против них работают авторитетные местные политики, обладающие и опытом, и значительными средствами, заявил Золотарёв.
«Грубая ошибка Зеленского и его окружения»
«В последние пять дней он активно стал пропагандировать, бороться и вести серьезную борьбу за позиции своей политической силы «Слуга народа». То есть эта тенденция потери голосов еще не стала необратимой.
Партия теряет голоса потому, что практически отсутствует команда, то есть те люди, которых запустили в список и мажоритарные округа, они не тянут в основном, на 80% или даже больше, это люди совершенно не проявленные, не имеющие своего портфолио, позиции, реноме. То есть это такие «тушки», обыкновенные «тушки», поэтому, когда электорат с ними сталкивается, то и происходит этот процесс разочарования», — рассказал эксперт.
По его мнению, это грубая ошибка Зеленского и его окружения, которую они совершили при формировании списка и при формировании выдвижения людей от «Слуги народа» по «мажоритарке».
«Партии пора определиться»
Действия Зеленского влияют на рейтинг его партии: когда президент делает противоречивые заявления о диалоге с Донбассом, о России, о тарифах — это все переходит на «Слугу народа», отмечает политолог Алексей Якубин.
«Все эти события должны подтолкнуть президента, чтобы он определился. Сама команда Зеленского хотела продолжать нравиться избирателем и Востока, и Запада, и Центра. При этом команда не хотела отвечать на ключевые вопросы повестки дня — о мире и о тарифах. Теперь же появляются ситуации, которые заставляют их определяться», — сказал эксперт.
Рост «Оппозиционной платформы» и проблемы «Оппоблока»
Процесс перетекания голосов от «Слуги народа» был вполне ожидаемым, так как на президентских выборах Зеленский, по сути, «взял взаймы» значительную часть от политсил, ориентированных на избирателя Юго-Востока, говорит Андрей Золотарёв.
«Речь пока идёт об уходе не столь значительных показателей, можно говорить об отходе нескольких процентов в общей сложности. И перетекает этот избиратель к разным партиям и по разным мотивам.
Так, к «Оппозиционной платформе — За жизнь» уходит идейный электорат, который близок по взглядам с Виктором Медведчуком и в большей степени левой политической ориентации. А вот категория так называемых «адекватников» более близка «Оппоблоку». Пока, правда, неясно, сможет ли «Оппоблок» попасть в Раду. На мой взгляд, их восходящий тренд должен был достичь своего максимума в 7-8% к октябрю, так что на этих выборах им просто может не хватить времени, чтобы показать проходной результат», — отметил политолог.
«Отсутствие работы на своего избирателя»
«Но самое большее забирает Вакарчук с «Голосом»: он сейчас становится главным конкурентом Зеленского, его не было до этого. Получается, что Вакарчук развивается как такая альтернативная сила, он противостоит Зеленскому на личностном уровне и на каких-то других моральных основах, т.е. он другой. Плюс люди, которые ориентированы на более украинский статус, идут к Вакарчуку и уходят от Зеленского. И по сути, это для Зеленского — главная конкурентная сила», — считает политолог.
В то же время, по его словам, Тимошенко ничего не забирает у Зеленского — «она там еле свое сохранит», как и политсила Порошенко.
Сейчас по вопросу Донбасса есть четкая позиция у «Оппозиционной платформы — За жизнь», и избиратель начинает переориентироваться, говорит Алексей Якубин.
«Парламентская кампания от президентской отличается тем, что тут нет только одной выигравшей стороны. Тут есть выбор, "меню" намного больше.
…Зеленский получил поддержку Юго-Востока Украины, а теперь его рейтинг там падает, но не прирастает избирателем Порошенко. Это отсутствие работы на своего избирателя», — считает эксперт.
«Зеленскому нужно не действовать как Порошенко»
«Как пример можно назвать его удачное обращение по поводу отмены телемоста и призыв к встрече по Донбассу в Минске. Рейтинг партии «Слуга народа» — это, прежде всего, рейтинг Зеленского. Причём нужно учитывать, что рейтинг президента пока существенно не просел.
…Активность и самого президента в публичном пространстве, и чёткая идентификация партии тех, кто идет от них в парламент, и отмежевание от одиозных личностей помогут поддержать положительную динамику в оставшиеся до выборов две недели», — отметил политолог.
Рейтинг «Слуги народа» может подняться до 45%, но для этого должен сдать Вакарчук, а он, наоборот, набирает очень сильно, он все более уверенно действует, говорит Олег Соскин.
А по мнению Алексея Якубина, чтобы вернуть поддержку избирателей, «Слуге народа» нужно поступить так, как не поступил бы Порошенко.
«Была ситуация с телемостом. Но Зеленский не призвал правоохранительные органы защитить журналистов», — напомнил эксперт, добавив, что история с телемостом еще не закончена.