Руководители украинского «Нафтогаза» за последнюю неделю сделали ряд громких и противоречивых заявлений касательно судьбы газового транзита.
Так, сопровождающий президента Владимира Зеленского в Канаде глава газового дивизиона «Нафтогаза» Андрей Фаворов заявил: «Мы ожидаем, что будет сбой в транзите газа через Украину, который продлится около трех месяцев». Другими словами, он полагает, что новый транзитный контракт с "Газпромом" заключен не будет, и европейским потребителям нужно готовиться к тяжелой зиме.
И, судя по его же словам, в ЕС это прекрасно осознают, поэтому усиленно закачивают в свои газовые хранилища резервные объемы голубого топлива. «Есть пара тенденций, которые мы определили. Во-первых, уровень запасов природного газа "Газпрома" в Европе на 15-16% выше уровня прошлого года. Это явный признак того, что они готовятся к перерыву (имеется в виду — в транзите газа по территории Украины. — Ред.). Это, безусловно, создает проблемы для работы украинской системы. Мы также делаем запасы природного газа. В настоящее время уровень наших запасов на 2,5-2,7 млрд кубометров выше уровня прошлого года», — рассказал топ-менеджер «Нафтогаза».
При этом Фаворов выразил уверенность, что к середине 2020 года проблему с заключением нового транзитного договора удастся решить — конечно, на условиях Украины.
Но, как обычно бывает на Украине, его тут же поправил другой руководитель того же «Нафтогаза», исполнительный директор компании Юрий Витренко. Он на своей странице в Facebook сообщил, что «Нафтогаз» ведет подготовку к полному прекращению транзита российского газа через территорию Украины после 2019 года.
Все эти «пляски с бубнами» вокруг транзита, конечно, очень нервируют ЕС, но в то же время побуждают практичных европейцев уже сейчас готовиться к нервной зиме. А вот в «Газпроме» совсем другие настроения, и этому есть вполне материальное объяснение.
Для начала РФ, устами главы «Газпрома» Алексея Миллера, заявила, что готова подписать новый транзитный контракт, но на экономически целесообразных условиях. Но требование Украины сделать это в соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС, по мнению Миллера, делает заключение такого контракта невозможным чисто технически — попросту не успеть до конца 2019 года. И причиной является вовсе не медлительность чиновников, а то, что Украина элементарно не успеет провести процедуру разделения бизнесов «Нафтогаза» и выделить независимого оператора газотранспортной системы (как того требуют правила Третьего энергопакета ЕС).
Иначе говоря, «Газпрому» просто не с кем заключать новый транзитный договор. А если принять во внимание парламентские выборы на Украине и неопределенно долгий поствыборный период формирования правительства и введение нового руководства в «Нафтогаз», становится понятна позиция российского газового монополиста.
В реальности «Газпром» рассчитывает справиться с поставками газа в Европу и без украинского транзита. Конечно, придется поднапрячься, но технические возможности для этого у россиян есть. Тем более, что критичными будут именно первые месяцы будущего года, когда ни «Северный поток — 2», ни продолжение «Турецкого потока» еще не будут готовы окончательно.
Но, как подтверждают даже в «Нафтогазе», теоретическое отсутствие транзита через Украину «Газпром» может закрывать благодаря газу, который сейчас накапливается в европейских подземных хранилищах. Но важнее другое направление — на днях газовая компания «Новатэк», которая стахановскими темпами наращивает производство сжиженного газа на своих завода Ямал-СПГ, пообещала помочь «Газпрому».
По данным российских источников, структуры «Газпрома» уже законтрактовали 3 млрд кубов СПГ у «Новатэка» в рамках долгосрочного контракта. Нет сомнения, что при необходимости российский монополист, дабы закрыть разрыв в поставках трубопроводного газа для ЕС, скупит все, что произведут на мощностях «Ямал СПГ».
Теоретически, в конце следующего года эта цифра может составить 19-20 млрд кубов. Таким образом, «Газпром», скорее всего, сможет выполнить свои контрактные обязательства по контрактам с европейцами, но без дополнительных заявок, которые не прописаны в долгосрочных контрактах.
То есть ситуация в корне отличается от той, что была в 2009 году, хотя даже тогда Тимошенко вынуждена была в итоге согласиться с таким контрактом, за который ее позже и осудили. Теперь же со стороны «Нафтогаза» было бы очень самонадеянно полагать, что удастся продавить руководство «Газпрома» на уступки. Да и помощи со стороны ЕС Украине ждать особо не стоит. Своя рубашка, как известно, ближе к телу.
При этом уходящие политики, которые, собственно, и завели ситуацию в глухой угол, все еще надеются, что западные партнеры будут исходить из политических соображений и, как и ранее, полностью встанут на сторону Украины. По крайней мере, именно из этого, очевидно, исходит бывший премьер-министр Арсений Яценюк в полном отчаяния призыве.
«Основной вызов для Украины в энергетической сфере сегодня — «Северный поток — 2». Не воспринимаю и категорически против подходов некоторых европейских стран, которые дают возможность РФ осуществить антиукраинский и антиевропейский проект и построить «Северный поток — 2».
Украина будет лишена 2 миллиардов долларов доходов в год, можете представить? За десять лет — это 20 миллиардов долларов. Кто это компенсирует? Покажите мне правительство в ЕС, которое компенсирует такие убытки украинскому бюджету», — требует отставной руководитель украинского Кабмина.
Однако осознание надвигающейся катастрофы приходит и на Украине. Все чаще звучат не только предупреждения, но и открытое раздражение позицией руководства «Нафтогаза».
Так, эксперт по международным вопросам Олег Волошин подчеркивает: «Ну а известное дарование из НАК «Нафтогаз Украины» Юра Витренко также сегодня оптимистично предупредил о возможном полном прекращении транзита газа через Украину «не только в I кв. 2020г., а вообще после окончания 2019 г.» — это потери около 3 млрд долл. США.
Да, дефолт и персональный бюджет украинца в условиях «газовой удавки» — темы, которые все больше и больше будут тревожить всех нас, вероятно, что фактор денег еще долго будет рейтинговым. Проблем множество, возможных плохих сценариев еще больше. Так и живем с «выдающимися» чиновниками, которые получают миллионные премии, ухудшая нам жизнь».
А экс-депутат Верховной Рады Елена Бондаренко напоминает, что руководство «Нафтогаза» под бравурные заявления об отказе от российского газа просто взвинчивает цены для украинских потребителей:
«"Нафтогаз" снова нам вешает лапшу на уши: мол, вот совсем немножко — и мы освободимся от газового ига России и не будем покупать российский газ.
Вопрос к чучелу Коболеву и его замам: если не российский газ, то чей и по какой цене? Если мы добываем на Украине свой газ и его достаточно для потребностей населения, то какого черта мы, потребители покупаем свой украинский газ по цене иностранного?
И, да, а какие штрафные санкции нам грозят за недобор российского газа, если до конца 2019 мы еще обязаны выполнять условия кабального десятилетнего договора о покупке газа, который подписала Тимошенко и за который успела отсидеть?» — подчеркивает Бондаренко.
Из всей этой склоки вокруг договора на транзит можно сделать несколько фундаментальных выводов:
— «Газпром», как основной поставщик на европейский рынок, конечно, будет иметь в начале 2020 года определенные трудности, которые он, скорее всего, преодолеет с минимальными материальными потерями, и главное, сохранив реноме надежного поставщика газа в ЕС.
— Европейцы, по всей видимости, при сохранении риторики о политической поддержке Украины, при любой возможности будут наращивать альтернативные возможности поставки газа, а кроме того, будут всячески избегать иметь дело со столь ненадежным транзитером, как Украина. Им главное — пережить первую зиму.
— А вот для Украины сценарии могут быть либо плохими (с экономической точки зрения), либо очень плохими (если к экономическим факторам прибавятся и политические). Страна, безусловно, сохранит свою газотранспортную систему, но вот вопрос ее рентабельности будет с каждым годом стоять все острее.
Но тут, как говорится, каждый кузнец своего счастья. Украина так долго пилила газовый сук, на котором сидела почти три десятилетия, что близок день, когда он рухнет под тяжестью неумелых менеджеров и близоруких политиков.