Владимир Цемах, руководивший противовоздушной обороной Славянской бригады ДНР с октября 2014 года, помещён под стражу. В СМИ и социальных сетях появилась информация, что сотрудники СБУ оглушили мужчину и вывезли его на инвалидном кресле, под видом парализованного, по чужим документам на подконтрольную украинским властям территорию.
4 июля Цемаху исполнилось 58 лет.
«Вступил в должность через три месяца после крушения MH17»
Как сообщил адвокат Роман Гонтарев, его подзащитного арестовали в Киеве на 60 суток. Вдаваться в подробности он не стал, сославшись на тайну следствия.
«Цемах, как экс-начальник ПВО боевиков, может быть ценным свидетелем в деле о крушении самолёта Malaysia Airlines рейса МН17, сбитого зенитно-ракетным комплексом «Бук» 17 июля 2014 года в Донецкой области», — говорится в статье издания «Українськi Новини» ("Украинские новости").
В свою очередь, политолог Марат Баширов обращает внимание, что мужчина был назначен на должность начальника ПВО №1 Славянской бригады в октябре 2014 года, а крушение лайнера MH17 в районе Грабово Донецкой области произошло 17 июля, то есть тремя месяцами раньше.
«Цемах — «афганец», в боях в ДНР получил тяжёлую контузию, частично лишился слуха. Его участию в обороне ДНР предшествовала личная трагедия: в 06:30 утра 15 июля 2014 года ВВС Украины нанесли ракетно-бомбовый удар по Снежному — родному городу Владимира Цемаха. Ракеты попали в пятиэтажные дома, которые после взрывов частично обрушились, тогда погибло много мирных жителей. В момент похищения Цемах как раз и находился в Снежном», — рассказал Баширов.
«Вкололи психотропные препараты и вывезли по поддельным документам»
Жена Владимира Цемаха Ирина рассказала РИА Новости, что мужа похитили 27 июня. Она пришла домой и увидела следы борьбы: разбросанные покупки и вещи, следы крови.
«Нигде не было его прав, моих и его военного билета ДНР», — сообщила Ирина Цемах.
Позже с ней связался адвокат мужа, который рассказал, что СБУ задержала Цемаха по подозрению в участии в террористической организации, и сейчас он находится в Киеве.
«Он подтвердил, что его похитили, прислал фотографии с травмой серьезной головы, плюс сфотографировал следы инъекций на левом предплечье… со слов мужа, ему вкололи психотропные препараты и в инвалидной коляске по поддельным документам вывезли на Украину», — рассказала Ирина.
Она не исключает, что похищение ее мужа связано с попыткой «навязать версию о его причастности к крушению малазийского Boeing».
«Но с 2014 года, когда началась война, он не был ни к чему и ни к кому прикомандирован. Он был назначен начальником ПВО города Снежное в октябре 2014 года», — рассказала Ирина.
«Не было возможности сбивать пассажирские самолёты»
О ситуации с Цемахом в эксклюзивном интервью изданию Украина.ру рассказал полковник запаса, заместитель руководителя центрального правления Союза ветеранов Афганистана России Владимир Кошелев.
По его словам, с Владимиром Борисовичем Цемахом они знакомы с февраля 2016 года, знакомство произошло в Донецке.
— Он туда приехал с ансамблем «Братья казаки», который работает с российским Союзом ветеранов Афганистана. Он сам афганец, я заместитель руководителя центрального правления Союза ветеранов Афганистана. Мы с ним тогда беседовали, общались на эти темы.
Он тогда представлялся начальником ПВО города Снежного, которым был определенное время.
Если говорить, что на самом деле представлял из себя начальник ПВО Первой Славянской бригады, которым он был во время активных боевых действий, то могу с его слов рассказать: у него была одна зушка (зенитная установка), установленная в кузове грузового автомобиля. Все. Она не имеет возможности сбивать пассажирские самолеты, находящиеся на определенной высоте. Вот и всё, что кроется за этим громким названием «начальник ПВО Первой Славянской бригады».
В эти выходные, когда произошло похищение, я общался с его дочерью, супругой. Звонил в Киев. Кстати, вчера, 4 июля, у него был день рождения. Я попросил поздравить его киевских афганцев и его адвоката.
- Как его похитили? Что вам известно?
— Из разговора с супругой и дочерью мне известно, что в Снежном напротив его дома поселились два молодых человека, у которых была машина.
Уточню, супруга Цемаха работала директором Снежнянского горного колледжа. Он работал там скромным преподавателем физкультуры. Претендовал на то, чтобы стать снежнянским военкомом.
Первая версия, которая была у родных, что Владимира Борисовича кто-то подставил из местных конкурентов на эту скромную должность. Но я в этом усомнился и выдвинул свою версию, что это может быть связано с тем, что он был начальником этого самого ПВО. Она потом и подтвердилась.
Итак, продолжаю. Цемах в тот день утром отвез супругу в техникум. Где-то в 11 часов, по их предположению, произошло нападение на Владимира Борисовича. В доме были найдены потом разбитые бутылки из-под алкоголя (коньяка). Видимо, Цемах зашел с парнями в дом остограммиться.
Увы, надо сказать, что Цемах выпивал, даже однажды из-за этого был сорван концерт «Братьев казаков» в Донецкой филармонии.
- А что известно о нем уже после похищения?
По фотографиям, которые прислал адвокат из Киева, видна гематома на голове, она заклеена. Видимо, его сильно ударили каким-то предметом. Видны и два следа от инъекций рядом с его татуировкой. Потом его в невменяемом состоянии на инвалидном кресле перевезли через линию разграничения по подложным документам.
Поймите, Цемаха никто не охранял, ни на каком спецучете он не был. Если бы человек действительно гипотетически был задействован в сбитии «Боинга», то ему, наверное, была бы обеспечена защита, которая бы включала смену имени и адреса проживания.
«Дело MH17»
Российские власти неоднократно говорили, что не могут доверять выводам объединённой следственной группы по катастрофе Boeing MH-17, поскольку специалистов из РФ не допускают к полноценному участию в расследовании, в то время как Украина (наравне с Австралией, Бельгией, Малайзией и Нидерландами) входит в состав группы.
Все материалы, предоставленные Москвой о ситуации в районе катастрофы 17 июля 2014 года, которые могли бы внести ясность в обстоятельства крушения самолёта, следователи либо игнорируют, либо называют недостаточными.
Авиакатастрофу в Донецкой области можно было предотвратить, если бы украинские власти закрыли воздушное пространство в районе боевых действий, где применяется военная авиация. Лидер голландской партии «Форум за демократию» Тьерри Боде ранее отметил, что у Киева были все основания для введения этой меры, поскольку за три месяца до трагедии было сбито как минимум 16 самолётов.