Олигарх Игорь Коломойский дал очередное интервью украинским СМИ — на этот раз изданию «Новое время».
Коломойский вернулся на Украину после ухода прежней власти во главе с Порошенко. Олигарху по-прежнему приписывают значительное влияние на президента Владимира Зеленского, которое сам Коломойский в беседе с корреспондентом издания опроверг. Олигарх заявил, что он не консультант президента, не его душеприказчик и не «кукольщик». И что вообще не связан с Зеленским.
Коломойский сказал, что симпатизирует новому президенту и желает ему удачи, «понимает, как ему нелегко».
В том же интервью олигарх назвал войну в Донбассе «внутренним гражданским конфликтом», который не был инспирирован извне.
«У нас то, что произошло на Донбассе, — это что произошло?.. Это внутренний гражданский конфликт, никем не инспирированный, никакой Россией», — заявил Коломойский.
«Коломойский считает себя хозяином Зеленского»
Говорит ли Коломойский правду, заявляя, что не влияет на Зеленского? И кто реально оказывает влияние на нового президента Украины? На эти вопросы изданию Украина.ру ответили политические эксперты.
Наверняка Коломойский сейчас считает себя хозяином Зеленского, отмечает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов. Он вспомнил видео 2017 года, на котором нынешний президент Украины и его партнеры по студии «Квартал 95» поздравили Коломойского с днем рождения и попросили у него денег. Как сообщали журналисты, ролик рассылали в разные СМИ люди из окружения Коломойского.
«Если вы помните то видео, где команда Зеленского намекала: батька, дай гроши, казна нужна — то, в общем-то, относились эти люди к нему как к хозяину совсем недавно еще. И мы все с вами понимаем, кто это видео вбросил: тот самый хозяин, который пытается намекнуть несколько забывшим об этом, зарвавшимся актерам, которые возомнили себя политиками, что у меня еще видео найдутся в случае чего», — сказал эксперт.
Он отметил, что многие олигархи, политики, дипломаты, иностранные деятели активно работают над тем, чтобы отодвинуть Зеленского от Коломойского. А тот в свою очередь делает всё, чтобы этого не произошло.
«О том, имеет ли кто-то еще влияние на решения Зеленского, мне трудно говорить, так как у меня нет источников из его круга», — сказал политолог.
Коломойский, Пинчук, Аваков…
Влияние Коломойского на Зеленского сохраняется, особенно учитывая их совместные бизнес-проекты, но оно не абсолютно, говорит политолог Алексей Якубин. По его словам, нынешняя медийная активность Игоря Коломойского как раз и обусловлена тем, что в настоящее время их общение не проходит в ежедневном режиме.
«Поэтому на данный момент нельзя говорить, что Коломойский является главным в ряду тех людей, которые могут оказывать влияние на нового президента. В табели о рангах многих групп влияния у Коломойского, конечно, одна из основных ролей, но далеко не исключительная.
Проводником влияния олигарха, вне всякого сомнения, является [глава офиса президента Украины] Андрей Богдан, который долгое время был его юристом», — заявил Якубин.
Кроме того, продолжил политолог, серьезное влияние на Зеленского оказывают люди Виктора Пинчука, а еще один «клан», безусловно влияющий на решение президента — это выходцы из «95 квартала», так сказать, внутренний круг Зеленского.
«Кроме этого, явно просматривается влияние со стороны министра внутренних дел Арсена Авакова и близких к нему людей. Все эти группы влияния имеют иногда разные интересы и порой блокируют друг друга. Я даже не исключаю, что сам Зеленский активно пользуется этими противоречиями в своих интересах. Ему выгодна такая борьба в планетарном поясе вокруг него как «центрального светила», — предполагает эксперт.
«Зеленский тянет до парламентских выборов»
«Первое и пока что единственное решительное решение, которое Зеленский принял, это то, о котором он заявил прямо с трибуны Верховной Рады во время инаугурации [о роспуске парламента]. Больше ничего кардинального еще не решено.
…Всё, пока что за месяц с лишним никаких решений не принято», — рассказал Владимир Корнилов.
Сходное мнение у Алексея Попова: по его словам, Зеленский распустил парламент и добился наиболее выгодной для себя конфигурации будущей Верховной Рады, по сравнению с ситуацией, если бы выборы были в октябре.
«Что касается изменений в Минском процессе, они больше интонационного плана, здесь нельзя говорить о решениях. Хотя, опять-таки, отвод войск в Станице Луганской, которого не было почти три года, — это, думаю, тоже результат политического уровня.
Здесь решений, думаю, более серьезных быть не могло: Зеленскому надо довести ситуацию до выборов, до создания новой Рады», — уверен Попов.
Позитив для украинцев и странные заявления президента
Многие граждане Украины сам факт того, что на посту президента Владимир Зеленский, уже воспринимают как позитив: в смысле «слава богу — не Порошенко», отмечает Алексей Якубин.
Второе достижение, добавил Якубин, неразрывно связано с первым: так как избиратели ждут не только смены политиков, но и изменения политического курса, решение Зеленского распустить парламент было воспринято очень хорошо.
«Но в то же время есть ряд очень тревожных заявлений президента, которые можно положить на другую чашу весов.
К примеру, очень странные заявления Зеленского и его окружения при общении с бизнесом о массовой приватизации, в том числе и о продаже земли. Это было воспринято как шаблонное повторение неработающих методов от прошлых властей.
Весьма противоречивая риторика была использована Зеленским в отношении привлечения инвестиций. Здесь тоже все было сказано как под копирку с Порошенко, хотя всем ясно, что нужно говорить в первую очередь о качестве этих инвестиций. Они должны создавать рабочие места на Украине, быть драйвером национальной экономики, но президент всячески избегает их», — подытожил политолог.
Таким образом, пока сложно говорить о том, кто влияет на Зеленского — Коломойский, Пинчук или Аваков. А может быть, и сам Зеленский искусно использует противоречия, существующие между олигархами и политиками в своих президентских планах. Говорить об этом сложно потому, что нет реальных дел, реальных действий, по которым можно было бы рассчитать траекторию действий президента.
Очевидно пока одно: застывшая в неопределенности президентская вертикаль не может находиться в этом положении бесконечно. Рано или поздно избиратель начнет требовать конкретных изменений — и тогда станет очевидным, кто кем управляет.