Подводные крылья Крыма. Россия возродила и модернизировала разработки советского военпрома

С 1 июля из Севастополя в Евпаторию начинают курсировать суда на подводных крыльях, которые в старые советские времена мы привыкли называть «Ракетами» и «Кометами»
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Популярность их была невероятна — это скоростной, приятный и доступный вид морского и речного транспорта. В девяностые огромный флот этих судов был утерян, несмотря на весь свой немалый социальный и логистический потенциал.

Глоток свободы. Пять лет назад Украина попыталась заморить Крым жаждойВсем хорошо известно, что Крым - засушливый край с малым количеством водных ресурсов и рискованным земледелием. Так уж распорядилась природа, что на полуострове крайне мало рек, а таких, которые можно использовать в полную силу для наполнения рукотворных водохранилищ, и того меньше
С возвращением Крыма Россия начала программу по возрождению этого нестандартного транспортного сообщения. В минувшем году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев лично открыл первую линию обновленного проекта: «Комета» на подводных крыльях начала курсировать между Севастополем и Ялтой — двумя самыми популярными у туристов городами Крыма. К сожалению, пока что осуществляется только два рейса в день. Но были времена, когда по морским и речным «кометам», «ракетам» и «метеорам» мы были впереди планеты всей.

Родина «крылатых» судов

Российская Федерация — практически первая страна в мире, которая не только начала строить суда на подводных крыльях, но и приспособила их как для военных, научных или спасательных целей, так и для массовой перевозки пассажиров. В стране с таким количеством рек, крупных озер и морей это было правильным решением.

Тем более что именно русский инженер-кораблестроитель Ростислав Алексеев придумал и сумел воплотить со своим КБ в жизнь современные схемы таких судов. В 1959 году они впервые вышли на речные, а затем и морские просторы. Сам Алексеев был еще и конструктором военных судов на воздушной подушке, поэтому он был настолько засекречен, что его не разрешали фотографировать и снимать в документальном кино. Только недавно на экраны вышел фильм о нем и его детище «Ракете», снятый в далекие 60-е.

Примечательно, что за штурвалом стоит Герой СССР, бывший летчик Михаил Девятаев, знаменитый тем, что, будучи в плену, сумел угнать у немцев новейший бомбардировщик и благополучно добраться до своих. После войны он сменил небо на воду, стал капитаном. Конечно, киношникам хотелось показать, кто именно водит такие суперсовременные суда.

В Советском Союзе было построено более тысячи судов на воздушных подушках разных типов — «Ракеты», «Метеоры», «Кометы», «Буревестники» и «Олимпии». Около ста пятидесяти из них пошли на экспорт. США, Италия, Франция, Великобритания, Голландия, Греция охотно покупали эти скоростные, привлекательные внешне, эффективные в туристическом бизнесе корабли.

Сделано в Крыму

Более 80 процентов всех советских судов на воздушной подушке были построены в Крыму, на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. На предприятии утверждают, что и в мировых масштабах доля их производства этого типа транспортных средств самая заметная — до 40 процентов.

Карибский кризис на Черном море. Как Вашингтон подставляет Украину под русский ракетный ударУкраина готовится стать источником нового Карибского кризиса. Вокруг западных границ Российской Федерации, в том числе при помощи марионеточного Киевского режима, США создает плацдарм для обезоруживающего ядерного удара по России. Назревающий новый ракетный, не без помощи Украины, кризис может стать началом ядерного Армагеддона

Феодосийцы строили для военных флотов СССР знаменитые десантные корабли на воздушной подушке. Они и сегодня востребованы. А для гражданки — «Ракеты». Увы, в девяностые украинские суперменеджеры угробили завод, как, впрочем, и все кораблестроение, доставшееся им в наследство от Союза. Судьба одного лишь ракетного крейсера «Москва» чего стоит — будучи построен на 95 процентов, боевой корабль тихо гниет у причальной стенки мертвого судостроительного завода в Николаеве.

Коллектив «Моря» сократился за годы украинской власти в десятки раз, многие технологические связи канули в небытие. «Укрречфлоту» достались все «Ракеты» Крыма, но с 1996 года транспортная компания полностью обескрылена. Пассажирский флот передали в Фонд Госимущества, а тот распродал все крымские суда на подводных крыльях греческим, китайским, вьетнамским, голландским коммерсантам. Вовсю бегают они на курортах Турции. И все-таки в Феодосии еще есть инженеры, конструкторы, техники, высококвалифицированные рабочие, способные возродить былую славу завода, производство скоростных судов.

Такие серии судов, как «Восход-2М», заводчане способны строить при соответствующих финансовых вливаниях и реконструкции производства до десятка в год. Можно говорить и о ежегодной постройке четырех мощных морских судов на подводных крыльях «Олимпия». Они могут перевозить 250 человек на расстояние до 300 морских миль. То есть легко можно было бы вернуть в строй пассажирские линии, скажем, «Ялта —Новороссийск» или «Анапа —Феодосия». Не забудем о том, что одной из самых популярных «Ракет» была та, что ходила из Ростова в Керчь. Билеты на нее брали с боем. Ведь всего за 12 часов из столицы Донского края можно было с комфортом переместиться в Крым. И хотя нынче Крымский мост логистику в этом регионе упростил, но с точки зрения массовости пассажиропотока скоростные суда остаются привлекательным видом транспорта.

Слово президента

Вопрос о возрождении транспортного сообщения на скоростных судах в Крыму и на Кавказе президент РФ Владимир Путин поднимал несколько раз сразу же после возвращения Крыма домой. Заводы полуострова все еще собирают в прежнее состояние. Поэтому для начала решили сделать следующее. На судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске (Ярославская область) строят корпуса судов на подводных крыльях «Комета» (со всей «начинкой») и отправляют на окончательную сборку в Севастопольский морской завод. Другие крымские заводы пока готовятся к подобным операциям, восстанавливая свой потенциал после двух десятков лет украинской разрухи.

Проект, что называется, на контроле у главы государства. Владимир Путин еще в апреле позапрошлого года побывал на "Вымпеле", посмотрел на строящиеся «Кометы». При этом президент заметил, что еще несколько судостроительных компаний в разных регионах России предлагают подобные проекты.

"У Министерства транспорта и Министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится", — сказал тогда президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.

Сегодня и вчера

С прошлого года, как мы уже сказали, «Кометы» пошли по маршруту «Севастополь —Ялта», через пару дней они соединят скоростным морским сообщением город русской военно-морской славы с Евпаторией. Каково оно, путешествие на «Комете» сегодня? Чем отличается от того, что было в советские времена? Об этом мы спросили одного из пассажиров рейса «Севастополь — Ялта —Севастополь» Дмитрия Цветкова.

— Путешествовать на «Комете» очень приятно. Ход плавный, быстрый, постоянно не покидает ощущение мощи судна. Внутри комфортно, кондиционеры работают прилично. Но не хватает все-таки некой открытости, которая была раньше. Например, здесь нет специальной палубы или помещения для курящих на корме и прогулочной палубы в середине судна, как на советских аналогах. На былых «Ракетах» я ездил много, когда жил в Одессе. Из нее к родне в Очаков (Николаевская область. — Авт.) можно было за три рубля добраться либо на автобусе, либо на самолете, либо на «Ракете». Я часто выбирал море — свежий воздух, скорость, красота! Сегодня поездку на «Комете» можно рассматривать пока скорее как вариант для туристов, все-таки билет в одну сторону стоит самый дешевый 500 рублей. Было бы замечательно, если бы «Комета» была конкурентом автобусу по времени. Возможно, это будет сделано в будущем. Хотелось бы, чтобы таких судов в Крыму было много, на всех направлениях. Если не для массовых перевозок, то для туризма они могут быть очень полезны.

«Чтоб Москва и Крым была одна земля». Упущенный шанс Петра ПервогоВ этот день в 1672 г. родился Пётр I, ставший после долгого перерыва первым русским правителем, побывавшим в Причерноморье и принявший решение о включении региона в состав России.
К сказанному Дмитрием заметим только, что, на наш взгляд, программа возрождения «крылатого» флота — в самом начале. Сложные экономические и политические условия, в которых России и Крыму приходится это делать, тоже накладывают свой отпечаток на реалии нашей жизни. Но главное, что у кораблестроителей страны есть желание работать в этом направлении, а судя по словам Владимира Путина, и конкуренция среди них уже наметилась.

Тенденция к росту скоростного морского флота в Крыму не может не радовать. Полуостров сегодня напоминает строящийся, поднимающийся из руин огромный завод. Цеха и службы возводятся, восстанавливаются в порядке важности, но при этом руководство и «завода», и «министерства» старается не забывать обо всех сторонах жизни своего «трудового коллектива.

И да, мы еще будем ездить на крымских «Кометах» и в Мариуполь, и в Ростов, и в Одессу, и на Кавказ. Комфортно, с ветерком, позабыв передряги минувших дней.

Рекомендуем