Легко представить, какую роль играл в жизни края Северо-Крымский канал с его днепровской водой — и до какого уровня преступления против человечности дошли власти Киева, пять лет назад устроившие водную блокаду Крыма, перекрыв канал дамбой.
С намерением поставить на колени
Несомненно, основной урон понесло сельское хозяйство автономии. Одновременно с водой Украина прекратила поставлять на полуостров электроэнергию. Расчет был на то, чтобы вызвать у народа Крыма недовольство существующим положением вещей и заставить «попроситься» обратно — под власть Киева.
Да, потеря канала больно ударила по республике. Из-за водной блокады в Крыму, например, практически перестали выращивать рис. Ведь днепровская вода на 80% предназначалась для полива, а из этого объема до 60% шло на выращивание риса.
Остальная вода из канала предназначалась для наполнения водохранилищ питьевой воды. В первую очередь этой водой обеспечивались северные и восточные районы Крыма, где и возник самый серьезный ее дефицит. Под определенной угрозой оказалось и водоснабжение Симферополя. Тем более что, как это ни странно, он является единственным городом региона, который на сто процентов зависит от капризов природы, проще говоря, от дождей. А после блокирования с украинской стороны Северо-Крымского канала возникли проблемы с наполнением Межгорного водохранилища, дающего воду столице Крыма.
Воду искали и ищут повсюду
Судьба одного из величайший европейских каналов, конечно, ужасна. Мало того что прахом пошли труды тысяч и тысяч советских строителей и рисоводов, так возникла еще и экологическая угроза — ведь вода на протяжении более полувека создавала на всем пути пролегания канала своеобразный биосферный ландшафт. Теперь он под угрозой. Причем не только в Крыму, но и в Херсонской области Украины, где от снижения уровня воды в канале уже пять лет страдают сотни фермерских хозяйств.
Для этого использовали крымскую часть канала, наполнив его из Тайганского и Белогорского водохранилищ, использовав как вспомогательный канал русло реки Биюк-Карасу (51 км). Районы Восточного Крыма получили воду. Для лучшего водоснабжения Феодосии было решено возобновить использование исторических Субашских источников, нужда в которых отпала после прихода в середине семидесятых годов прошлого века в этот город днепровской воды.
Крым строит станции глубоководных артезианских скважин — водозаборы. Пока таких три, по 12 скважин глубиной 110-130 метров каждая. Ясно, что будут и новые, но и уже работающие дают солидную прибавку в наполнении водохранилищ.
Буквально на днях на пресс-конференции в Симферополе директор ГУП РК «Вода Крыма» Владимир Баженов рассказал о том, что специалисты его предприятия намерены вернуть к жизни Межгорное водохранилище. Для этого будет проведена операция по «перехвату» паводковых вод рек Кача, Бельбек, Альма и Салгир. Раньше в этом не было нужды, а теперь чего ж лишней воде зря пропадать? Владимир Викторович говорит, что деньги из централизованных источников на эти работы уже выделены, это порядка 25 миллиардов рублей, а завершить работы можно будет к 2024 году.
Ещё одно направление поиска воды для полуострова — подземные моря пресной воды, которые геологи нашли под… морями солеными — Черным и Азовским. Но это, конечно, вариант на будущее. Сейчас гораздо важнее разрулить ситуацию с ужасным состоянием водоснабжающих сетей — наследием украинской власти.
Питьевая вода в Крыму должна быть лучшей
Баженов на пресс-конференции рассказывал о вопиющем случае: в селах Красный Мах и Холмовка Бахчисарайского района до прихода туда специалистов «Воды Крыма» не было регулярного водоснабжения. Селяне получали воду 2-3 раза в неделю. И это в двадцать первом веке! После такого примера наплевательского отношения украинских властей к нуждам жителей Крыма уже меньше удивляешься тому, что Киев бестрепетной рукой отключил их от днепровской воды.
Надо понимать, что Крыму, вернувшемуся с Украины домой в Россию изрядно потрепанным в хозяйственном отношении, приходится нелегко не только с водоснабжением. Расходы центрального бюджета на восстановление нормальной человеческой жизни в автономии просто огромны. Но Россия не скупится, не экономит на своих гражданах. При этом водоснабжению уделяется первостепенное значение. Оно стало частью федерального проекта «Чистая вода», в рамках которого контролируются все эти работы.
Цифры и факты
В Крыму до 2024 года на проект предусмотрено 3,6 млрд рублей федеральных средств. Предполагается создание групповых водоочистных сооружений и систем транспортировки в муниципальных образованиях Крыма с недоброкачественной водой. На реализацию проекта в 2019 году из федерального бюджета предусмотрено 121,9 млн рублей.
Около 400 млн рублей выделено ГУП РК «Вода Крыма» для улучшения качества питьевой воды. Об этом журналистам рассказал заместитель генерального директора предприятия по эксплуатации Игорь Данилович. Средства получены в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы, сегодня уже ведутся работы по реконструкции водоочистных сооружений идут в Керчи. На эти мероприятия выделено 140,4 млн руб. В Феодосии также ведутся работы по реконструкции системы обеззараживания воды. Завершены работы по реконструкции системы обеззараживания Аянского гидроузла. Только в прошлом году в четырех районах степного Крыма появились станции очистки подземных вод.
Как видно из всех этих примеров, власти России и Крыма ставят задачу не только дать людям достаточно воды, но и требуют, чтобы она была высокого качества. Владимир Баженов говорит, что он ручается за качество питьевой воды практически во всех населенных пунктах республики. Чего не скажешь о той самой днепровской воде, с которой мы начали нашу заметку.
Спасибо, уже не надо?
14 июня глава крымского парламента Владимир Константинов заявил в беседе с корреспондентом РИА Новости Крым, что полуостров не нуждается более в воде из Днепра: «Нам вода от Украины не нужна. Она жутко загрязненная. Мне недавно сказали специалисты, что вода, которая поступала в Крым, способствовала росту онкологических заболеваний. Что там льется, никто не контролирует… Сейчас они пусть сами разбираются со своими проблемами». Глава Госсовета Крыма сказал, что если когда-то и появится возможность возобновить подачу воды по Северо-Крымскому каналу (если он доживет до того времени), сначала надо будет проверить ее на токсичность.
«Ее нужно измерить, очищать и только после этого впускать в Крым. Вопрос подачи воды в Крым из Украины сейчас остро уже не стоит. Мы живем пять лет без этой воды, сельское хозяйство к этому приспособилось», — подчеркнул Константинов.
В Красноперекопске, там, где канал заходит в Крым с украинской стороны, стоит памятник строителям. Аллегорическая фигура у подножия трех стел. На каждой дата штурма Перекопа: 1920 (освобождение Крыма от белых), 1944 (освобождение Крыма от немцев) и 1963 (строительство первой очереди канала, освобождение Крыма от вековой засухи). Появится ли когда-нибудь рядом с ними четвертая — с датой освобождения Юга России от подлости и глупости националистов — одному Богу известно. Но хотелось бы поскорее.