- Сергей, президент Владимир Зеленский назвал первейшей задачей прекращение огня в Донбассе и возвращение пленных. Время идёт, обстрелы в Донбассе не стали менее интенсивными. Чего же на самом деле хочет Зеленский — войны или мира?
— Давайте с самого начала для ясности определимся, что когда мы говорим «президент Зеленский», то имеем в виду очень условного «президента». Потому что, напомню, на съемочной площадке главная фигура — это не актер, а режиссер. А во всем процессе шоу-бизнеса главная фигура — это продюсер. И для режиссера с продюсером главная задача — чтобы фильм собрал кассу. А зритель, конечно, может верить, что на самом деле фильм рассказывает о победе добра над злом. Вот так и в этом случае, цель проекта «Зеленский» — это прийти к власти. А для этого нужно было, чтобы кандидат говорил то, что хочет услышать избиратель, чтобы оппонировал ненавистному Порошенко и т.д.
На первый взгляд, для того чтобы переломить нынешнюю негативную тенденцию, прекратить войну, нужен политический ресурс. Политический ресурс — это либо союзное большинство в Верховной Раде, которого у Зеленского нет, либо своя фракция в парламенте, которая либо единолично, либо в союзе с кем-то такое большинство сформирует. Такой фракции тоже нет. То есть сегодня нет у Зеленского политического ресурса, чтобы выполнять Минские соглашения полностью? Но ведь отпустить политических заключенных и провести обмен пленными — это пункт №5 Минских соглашений — он может выполнять и без Верховной Рады.
С другой стороны, кто-то же даёт войскам приказ предпринимать те или иные действия, операции — отвечать на обстрелы, не отвечать, и так далее. У нас президент — это верховный главнокомандующий, с него и спрос. Значит, либо он такие приказы отдаёт, либо соглашается с тем, что такие приказы отдает кто-то другой. Поэтому действительно очень большой вопрос, а есть ли у продюсеров и режиссеров проекта «Зеленский» настоящее желание прекратить эту войну.
Или ещё одна версия: а может быть, это не от президента Зеленского зависит? И это тоже объясняет ситуацию, когда власть сменилась, точнее сменился глава государства, а война в Донбассе продолжается.
- Что касается проблемы обмена пленными, то мы видим вывод наиболее эффективного переговорщика, главы политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука, из переговорного процесса. Зато объявлено, что в Минске Украину снова будет представлять Леонид Кучма. В чём причина? И каким образом в Киеве рассчитывают в таком случае наладить диалог с республиками Донбасса, с Москвой по вопросу обмена, да и по всем другим вопросам?
— После самого масштабного обмена пленными 27 декабря 2017 года на самом деле были ещё точечные обмены. Например, в феврале 2018 года военнослужащего Романа Савкова обменяли из ДНР на Надежду Козлову, которую согласились принять на территории Донбасса. Эти точечные обмены происходили согласно Минским соглашениям.
Что касается кадровых перемен и их причин, то Кучма заменит Марчука, который не так давно заменил самого Кучму на посту руководителя делегации Украины на переговорах в Минске. Что касается Медведчука, то он в своём заявлении расставил акценты. Он объяснил, что будет и дальше заниматься переговорами, потому что его задача — это обмен пленными всех на всех. И эту тему он не оставит. Но он не будет, на данном этапе, по крайней мере, сотрудничать с администрацией Зеленского. Потому что у них не сходятся взгляды на то, как нужно прекратить конфликт в Донбассе. Он аргументировал тем, что не видит со стороны Зеленского конкретных действий, направленных на мирное урегулирование.
И действительно, ведь для того чтобы провести обмен пленными, Зеленскому нужно пять минут времени, чтобы подписать соответствующие указы. Как выглядит обмен: есть список со стороны ЛДНР, есть список со стороны официального Киева. Списки согласовали, после этого президент Украины должен подписать указы о помиловании, потому что эти люди либо под статьёй, либо отбывают срок, либо отбыли уже. Президент подписывает указ о помиловании, и это означает, что к человеку нет никаких юридических претензий со стороны государства Украина. Чтобы подписать такие указы, нужно 5 минут. А дальше у Медведчука весь процесс готов давно, он организует обмен по такой же процедуре, как сделано это было в декабре 2017 года и в случае с теми же Савковым и Козловой.
Это всё можно было протестировать в тот же день, когда проходила инаугурация Зеленского, если бы кто-то этого хотел.
- По некоторым оценкам, в стране сейчас около пяти тысяч политзаключённых, то есть тех людей, кого преследуют по политическим статьям. Некоторых из них, по общему мнению, и арестовали-то для будущего обмена. В любом случае большое количество политических — это один из итогов правления Порошенко. Что их ждёт при Зеленском?
— Конкретные цифры нужно уточнять. Что касается таких известных случаев, как (главный редактор РИА Новости Украина. — Ред.) Кирилл Вышинский и прочие, то Зеленский мог бы очень оперативно решить эти вопросы. Вызвать и.о. главы СБУ, поставить задачу уточнить, насколько реальны обвинения против конкретного человека? Если конкретных обвинений нет, то закрыли дело и выпустили человека. С другой стороны, если подходить трезво, то кандидат Зеленский ничего подобного и не обещал, поэтому и не обязан выполнять.
- В последнее время некоторые эксперты и политики стали высказывать сомнения в том, что досрочные выборы в Раду состоятся. Что может этому помешать?
— Срыв досрочных выборов достаточно реален. Я думаю, примерно 60% шансов на то, что выборы состоятся, и 40% — что не состоятся. Во-первых, есть определённый момент саботажа — Конституционный суд будет рассматривать дело о конституционности указа о роспуске парламента, и закупки не успевают провести, закупить урны на участки и так далее. Но надо понимать, что отсрочка выборов в Верховную Раду выгодна для Зеленского и его политического проекта.
- Почему?
— Потому что они не готовы. Мы видим, что нет ни списков, ни кадрового резерва, ничего. Все эти «вбросы» новостные, что они будут в режиме онлайн подбирать кандидатов, это говорит о том, что нет у них кандидатов. Да и как они онлайн за 3-5 дней собираются три тысячи человек отфильтровать?
То есть так называемый кадровый отбор — это игра на публику. Вспомним, что они представили только перед вторым туром двадцадку ближайшего окружения — всё, что они смогли наскрести. Как поётся в песне «я его слепила из того, что было»… У них нет людей. Им надо договориться с местными элитами, надо абсорбировать в список бизнес местный, для картинки набрать каких-то артистов-активистов известных. А это всё время, это не решается за неделю, за месяц. Поэтому им выгодно, чтобы выборы прошли осенью, а не в июле.
Второй момент. Они понимают, что у них не получится сейчас, очень ограниченные возможности, полномочия у президента, у которого нет своей фракции в Верховной Раде. И, с другой стороны, В Раде сидят Парубий и ещё целая организованная политическая группировка, которым нечего терять, потому что дальше только «еду в Магадан»… Поэтому постановщики проекта «Зеленский» уже разыгрывают сюжет — честный президент, который хочет творить добро, аж земля дрожит, «он борется против системы», а ему противостоит зловредная Верховная Рада. На уровне подсознания — борьба добра со злом. Потому что у этого созыва Рады рекордный рейтинг недоверия. Как сказал один из социологов, большинство украинцев считает Верховную Раду преступным органом.
Но это апеллирование к низменному, потому что эту Верховную Раду как раз и выбирали украинские избиратели, рассказывали, как по несколько часов стояли на участках, чтобы проголосовать за партии Яценюка и Порошенко.
А еще вся эта история укладывается в схему борьбы за интересы Коломойского и его бизнес-соратников.
И если выборы всё-таки будут осенью, то получается люфт по времени, чтобы решить все горящие вопросы. Сейчас, конечно, можно в партию записать отделения Приватбанка в полном составе, но это сразу увидят, и это ударит по ним же. А можно — у нас же любят обиженных — разыграть спектакль, сказать, что это депутаты ВР не дали… Хотя возникает вопрос — зачем ты в президенты шёл, если ты оказался не готов, если тебе «не дали»? Да и сколько можно наступать на эти грабли. Вы вызываете сантехника, потому что потек унитаз, а он приходит, не может ничего сделать, зато рассказывает, что «ему не дают», — Путин, преступная Верховная Рада, кто-то еще. В США такого человека навеки нарекли бы лузером и вышвырнули из политики. Может, в этом и разница между нами?
И о каких реформах можно думать, если вы партию не в силах сформировать? Но пока что просматриваются первые ростки «ляшковщины» — якобы они хотели «облагодетельствовать народ и у них «душа болит за народ», а мешает коррумпированная система — словом, найти оправдания перед избирателями, почему много было обещано, а ничего не сделано. Другими словами, будут делать не выборы в Раду, а третий тур президентских выборов.
И в этом ключе становится понятна обида Ляшко на Зеленского, которую он высказал на консультации в АП, — они его образ сплагиатили и теперь эксплуатируют. А у него рейтинг маленький, поэтому депутаты от него бегут. Женщины не любят, как говорил Паниковский. Где справедливость?
- То есть партия «Слуга народа» по-прежнему партия виртуальная, людей у них нет?
— Да, виртуальная. И эта задача не решается за месяц-два-три. За месяц-два трудно успеть даже места в списках продать.
- А что будет, если выборы состоятся досрочно, 21 июля? Ведь кого-то они должны будут туда набрать?
— Сейчас параллельно идут два процесса: на публику — онлайн-конкурс для прикрытия, на деле — договоренности о местах в списке и мажоритарных округах. А если припечет, то на вакантные места в непроходной части можно хоть отделения «Привата», хоть партию УКРОП в полном составе записать, проблем не вижу.
- Сейчас создают «партию мэров» как бы в помощь Зеленскому…
— Проект «партия мэров» (это, скажем так, рабочее название) имеет главной целью оставить на плаву в политике группы, аффилированные с Коломойским и с группой «Приват». Это группа «Возрождение» в Верховной Раде, которая поднялась на том, что сотрудничала с Администрацией президента Порошенко и получала различные бонусы за голосования. Это ряд мэров, это партия УКРОП и т.д. Среди мэров это в том числе (мэр Харькова. — Ред.) Геннадий Кернес, который поддерживал Зеленского на выборах президента, хотя на публику заявлял, что поддерживает Порошенко. То есть речь идет о том, чтобы оформить союзников Коломойского под одним брендом и по возможности завести в Верховную Раду.
А так, по факту, этот проект давно существует, просто широкая публика об этом не в курсе. Они все уже минимум полгода занимаются решением задачи, как телепортироваться в следующую Верховную Раду. При этом (мэр Одессы. — Ред.) Труханов и Кернес ничем не рискуют, они в любом случае останутся в своих креслах, да они в Раду и не пойдут.
- Многие считают, что проект Зеленского будет терять поддержку…
— Конечно. Ведь что мы видим. Вот есть политзаключённые, есть репрессии, есть национал-радикалы, которые 2 июня в Харькове повалили памятник маршалу Жукову. Какую позицию Зеленский занимает? Никакой позиции. И это надо понимать не в том смысле, что он не знает, что делать, а в том, что не занимать никакую позицию решили его «режиссеры» и «продюсеры» — Пинчук, Сорос, Коломойский и другие. Они решили, что так выгодно. Но ведь Юго-Восток надеялся, что Зеленский — это мир, что он освободит политзаключённых, будет уважать традиции, сохранит 9 Мая как государственный праздник, что он русскоязычный… Как по мне, зря надеялся, потому что Зеленский никакой конкретики не обещал. А соответственно какой с него спрос. А даже если бы обещал, то насколько это самостоятельная фигура? Ни насколько. Вот и ответ. И если сейчас начнется новое обострение на Донбассе, то это будет последний камень в огород, который покажет, что второй тур — это был выбор между плохим Порошенко и еще худшим Зеленским.
Голоса, отданные за Зеленского во втором туре, — это в том числе антирейтинг Порошенко, т.е. голоса за Бойко, за Вилкула, за других оппозиционных кандидатов. И теперь избиратели, которые голосовали в первую очередь против Порошенко, будут возвращаться к идейно более близким политическим силам. Избиратель будет сравнивать, будет смотреть, кто и как реагирует на уничтожение памятника Жукову, на другие вопросы. Зеленский отмолчался, отсиделся. И здесь перед избирателем дилемма — либо сделать выводы, либо через год не плакать про «жизнь-боль».
Спонсоры проекта «Зеленский» готовятся к тому, что в нём разочаруются, что он потеряет на Юго-Востоке. Поэтому и предлагают варианты «на подхвате», чтобы в сумме получить в следующей Верховной Раде большинство. Но такой вариант противоречит интересам всех политических групп и всех олигархов. В первую очередь потому, что владельцы проекта «Зеленский» тогда будут полностью бесконтрольны, а у многих из них и так репутация беспредельщиков. А во вторых, потому, что тогда неминуемый передел собственности пройдет более жестоко и нервно.
Вот накануне выборов и запускают такой политический микс мэров с группой «Возрождение», где Кернес предлагает вести переговоры с Россией, Труханов под санкциями РФ, его элементарно через границу никто не пустит… Да в России и не знают, кто такой Кернес, какие переговоры? Но поговорить-то можно об этом, оттянуть голоса. Тем более что сами мэры ничем не рискуют, рискуют бизнесмены, которые в эту партию вложатся.