Заявление Порошенко случайно совпало с истерикой спикера распущенного парламента Парубия, который также пригрозил команде президента «запахом горящих шин». В результате пополз слух о подготовке Порошенко и его оставшихся сторонников к «Третьему майдану».
Вообще-то, если серьёзно относиться ко всему, что заявляет Порошенко и его команда, то они уже и парад украинской армии в Севастополе провели, и Москву захватили. А Бабченко только потому никто не видел «на первом «Абрамсе» на Тверской, что в украинской армии «Абрамсов» нет (не поставили американцы). Но, поскольку тема «Третьего майдана» постоянно возникает с 2014 года, попробуем разобраться насколько он («майдан») вообще реален в сложившихся условиях. Тем более, насколько реален «майдан» имени Порошенко.
С самого первого появления слухов о «Третьем майдане» в 2014 году, я утверждаю, что очередной вооружённый государственный переворот на Украине возможен и организовать его не сложно, а вот переворот в формате «майдана» невозможен априори. То есть, прогнать или убить президента Украины (любого) можно легко, но тратиться ради этого на такую сложную штуку, как «майдан» совершенно бессмысленно. Это относилось к эпохе правления Порошенко, это же относится и к правлению Зеленского.
Что такое «майдан» и почему он, как правило, требует вовлечённости серьёзного внешнего игрока?
Говорят, что американцы финансировали «майданы». Это верно лишь отчасти. На самом деле американцы в большей мере финансировали развёртывание оппозиционных сил перед «майданами». Американское финансирование годами получали тысячи НПО, кружков вязания, вышивания крестиком и т.д., которые в один прекрасный день обнаруживали, что так не любят власть, что кушать не могут и просто обязаны выйти на «майдан». Сам же «майдан» в основном финансировался и обеспечивался местным олигархатом и заинтересованными олигархами из-за рубежа (например, на первый киевский «майдан» давал деньги покойный Борис Абрамович Березовский). Прикрытием для олигархических траншей служил сбор пожертвований от населения. Именно потому, что эти пожертвования не были нужны для поддержания жизнедеятельности майдана их банально разворовывали «активисты».
Итак, профинансировать «майдан» можно без США и без ЕС, свезти массовку, начать информационную атаку на власть также можно без них.
Зачем же надо участие Запада? Запад нужен только для одного — чтобы парализовать власть, не допустить применения ею к мятежникам силы закона и законной силы. Любой «майдан» можно легко разогнать, а его лидеров пересажать. Чтобы этого не произошло, МИДы и посольства (а если надо, то и главы государств) требуют не обижать народ, «реализующий своё право на протест», угрожают всеми возможными карами, начиная от запрета «сатрапам режима» на въезд в страны Запада (когда-то это многих пугало, да и сейчас некоторых пугает) и заканчивая угрозой заблокировать вклады и активы, размещённые на Западе, провести антикоррупционное расследование и конфисковать всё, нажитое непосильным трудом. Запад нужен только для того, чтобы не позволить правительству защищаться и защищать страну.
На сегодня в украинские дела Запад вмешиваться в «майданном формате» не планирует. Во-первых, ему хватило провала 2014 года, когда захватившие при поддержке Запада власть на Украине прозападные силы, не только не смогли решить поставленные Западом задачи, по связыванию российских ресурсов в украинском кризисе, но сделали Украину «чемоданом без ручки» для самого Запада. Вкладывать в неё деньги бессмысленно — всё равно всё без толку разворуют. Поддерживать политически — себе в убыток, особенно после эскапад с «ожившим» Бабченко, скандалами из-за ущемления прав национальных меньшинств, развязанных Украиной с соседними восточноевропейскими странами, а также в ноль проигранных двух военных кампаний в Донбассе.
Во-вторых, в США сейчас идёт тяжёлая внутренняя борьба глобалистов с изоляционистами, которая только формально выглядит, как борьба республиканцев с демократами. На деле обе партии разделены на изоляционистов и глобалистов, причём глобалисты-демократы в 2016-18 годах фактически выступали против поддержанного изоляционистами-республиканцами президента Трампа единым фронтом. США сейчас не до Украины. Максимум, что интересует команду Трампа — получить компромат на Байдена, но так, чтобы не быть обвинёнными в сотрудничестве с иностранным государством против интересов США.
Умы европейцев занимает нерешённая проблема brexit, а также нарастающее противостояние западноевропейских членов ЕС с восточноевропейскими (польско-германские противоречия, в том числе и по «Северному потоку — 2» — лишь верхушка айсберга). Им тоже в страшном сне не привидится встревать в украинскую проблематику, которая, благодаря своей токсичности, похоронила уже не одну политическую карьеру в Европе и США.
То есть, обеспечивать «майданному» формату политическое прикрытие Запад не будет, а без этого любой «майдан» можно разогнать, а можно просто позволить ему стоять сколько душе угодно. Напомню, что «майдан», собравшийся в защиту Тимошенко от тюрьмы, стоял годами, Тимошенко сидела, а о её защитниках, занявших солидный кусок тротуара на Крещатике, никто не помнил, кроме несчастных местных жителей. Янукович тоже пересидел «майдан». Именно поэтому оппозиции пришлось отставить «мирный протест» (которым и является «майдан») и на заключительном этапе перейти в формат кровавого вооружённого переворота, плавно перетекшего в гражданскую войну.
Итак, «майдан» на Украине последние пять лет невозможен в виду отсутствия интереса Запада к такому способу политической борьбы в данном регионе. При этом, политическое прикрытие со стороны Запада является обязательным условием любого майдана. Без него нельзя провести «майдан», как нельзя провести футбольный матч без мяча.
Но мы говорили, что если «майдан» невозможен, то очередной силовой переворот на Украине был возможен практически все пять лет, начиная с вооружённого захвата власти в 2014 году. Более того, как разновидность решения политических проблем силовой (вооружённый) переворот в течение этих лет являлся самой актуальной, хоть и нереализованной возможностью для разных политических сил решить свои внутриполитические проблемы. Поскольку же в 2014 году вооружённый переворот слился в сознании украинских политиков и населения (да и многих внешних наблюдателей) с классическим «майданом», продолжением, но не частью которого явился (как Октябрьская революция 1917 года была продолжением, но не частью Февральской), возможно Порошенко имеет в виду именно это — вооружённое смещение действующего президента?
Проанализируем и эту возможность.
Как мы помним, силовой вариант стоял в повестке дня Порошенко накануне выборов, которые он однозначно проигрывал. Порошенко даже начал его реализацию, издав указ о введении военного положения на два месяца. Но затем испугался сопротивления Рады (хоть оно было не слишком сильным и легко преодолевалось), сократил срок действия военного положения до месяца, чем фактически дезавуировал возможность реализации силового варианта. Накануне первого тура им был запущен силовой вариант лайт, в виде травли боевиками С-14 политических противников, прежде всего Тимошенко. Но он был блокирован Аваковым, который к тому времени уже окончательно сделал ставку на уход Порошенко. Аваков вывел на улицы боевиков Билецкого, которые не только подавили С-14, но и продемонстрировали Порошенко, что могут в любой момент взять штурмом здание его администрации. С этого момент силовой вариант в поддержку Порошенко был неактуален — у него просто не было достаточного силового ресурса.
Что изменилось сейчас?
Порошенко стал ещё слабее. Вместе с должностью президента он потерял контроль над армией и СБУ. Если раньше он мог надеяться (не будем уточнять насколько оправдано) на поддержку хотя бы части подразделений этих структур, то сейчас они под контролем Зеленского/Коломойского.
Это значит, что мирный «майдан» разгонит Аваков, а организаторов арестует прокуратура и СБУ. Для вооружённого переворота у Порошенко банально нет сил. Он ещё может (пока работает нынешний состав Рады) вести борьбу в политическом пространстве, может бороться в пространстве информационном (хоть это у него получается очень плохо). Но пытаться решить вопрос силой для него смертельно опасно. Угрожать же силой, если все знают, что её у тебя нет, глупо.
Значит ли сказанное, что Зеленскому ничего не угрожает?
Временно, да. До тех пор, пока действует сформировавшийся тандем Коломойский/Аваков, а сам Зеленский не выходит из их воли, единственный источник опасности для него — псих одиночка (вроде того, что убил Леннона или ранил Рейгана). Есть, конечно, варианты: отравиться грибами или поскользнуться на банановой кожуре и сломать себе шею, но эта экзотика угрожает каждому из нас. Однако понятно, что украинский олигархический консенсус не вечен. Он уже начинает трещать по швам. Рано или поздно развалится и тандем Авакова/Коломойского. Неизвестно на чьей стороне в таком случае останется Зеленский (если «молодая команда» ещё раньше не убедит его сыграть свою партию с отверженными Коломойским олигархами). Вот в этот момент вооружённый переворот вновь станет актуальным, как и грядущая за ним гражданская война «майданных» сил между собой.
А сейчас у нас короткая пауза, когда те, кто может организовать мятеж, в нём не заинтересованы, а заинтересованные — не могут. Поэтому, вместо обнюхивания покрышек и угроз виртуальным «майданом» лучше тихо заниматься выборами в Раду IX созыва.